В больницах развёрнуто свыше 3 тысяч инфекционных коек; в соцсетях муссируется информация о проведении массовой дезинфекции улиц с помощью вертолетов; медицинские учреждения переходят на карантинный режим работы. Так было ещё ровно год назад – 17 марта 2020 года.
Мы продолжаем серию материалов о работе врачей в «красной зоне». Они трудятся там до сих, спасая пациентов с диагнозом COVID-19. Круглосуточно и без выходных. В течение нескольких дней мы не могли поговорить с заведующей первым ковид-отделением на Кубани Ларисой Угрюмовой. Медику было не до журналистов. Короткое смс: «готова с вами пообщаться в 18 часов, сейчас в красной зоне» - говорит обо всём.
Вместе с заведующей первым ковид-отделением в Краснодарском крае, третьим боксированным инфекционным отделением ГБУЗ СКИБ Ларисой Угрюмовой мы ещё раз вспомнили, как пандемия пришла на Кубань и попробовали спрогнозировать время окончания пандемии:
Когда поступил первый пациент с положительным тестом на ковид?
- Как сейчас помню, это было 12 марта прошлого года. Это был мужчина, он прилетел из Италии, где отдыхал на горнолыжном курорте. Когда он вернулся из Италии, его обследовали, взяли ПЦР-мазок и выявили положительный результат. Так как по краю мы были единственным ковид-госпиталем, ему позвонили и попросили приехать на госпитализацию.
Какие у него были симптомы?
- Он переболел в легкой форме, практически не температурил, но достаточно долго находился в больнице, потому что на протяжении долгого времени сохранялось выделение вируса. Если сейчас мы берём только мазок из слизистой ротоглотки и носа, то тогда, в первые дни, контроль был более сложным - мы брали анализ из трех сред: помимо мазка, ещё проверяли кровь и мочу.
Вы говорите, что у пациента практически не было симптоматики коронавируса, как он вообще перенёс время госпитализации, домой не просился?
- Ну конечно просился, спрашивал «сколько меня ещё можно держать?», даже ругался с нами. Я его прекрасно понимаю – всем было тяжело, и ему, и нам. Мы его всякими уговорами уже убеждали. Для выписки нам нужен был двукратный отрицательный тест, таких анализов мы добились аж через 19 дней. Так что первый пациент с положительным ковид-тестом провел в больнице почти три недели.
То есть после этого пациента статистика заболеваемости была открыта и кривая поползла вверх?
- Да, потом тоже пошли подтверждённые больные, начали поступать тяжёлые пациенты. С конца марта мы увидели то, о чём говорилось в новостях – и кровохаркание, и необходимость кислородной поддержки. Конечно, не по сто человек за раз поступало, но ситуация стала серьёзнее.
Работа в «красной зоне» сейчас чем-то отличается от той, что была вначале?
- Вы хотите спросить, привыкли ли мы? Наверное, в какой-то степени да, привыкли, к чему-то проще относимся. Поначалу физически было сложнее из-за защитных костюмов и респираторов. Сейчас, отработав год, в некоторой степени мы уже адаптировались, это правда. Стало проще и психологически, и физически.
Лариса Александровна, когда это всё закончится, когда мы победим коронавирус?
- Больных становится меньше, но нельзя сказать, что пандемия отступила. Она снизила обороты. Говорить про выраженную положительную динамику пока нельзя. Говорить, что пандемия заканчивается, ещё рано. Это только самое начало. Хочу отметить, что подход пациентов к лечению стал другой – более ответственный, однако тяжёлых случаев заболевания пока что меньше не становится.
Пациенты связывались с вами после выписки? Старались как-то отблагодарить?
- Конечно, и цветы, и торты передавали через приёмный покой, через «чистую зону». Многие звонят, оставляют записки с благодарностью, на сайт больницы пишут. Знаете, это всегда очень приятно. Потому что мы, врачи, очень стараемся, столько сил отдаём для спасения пациентов, мы душу вкладываем в наших больных, себя отдаём в полной мере.
От всей интернет-редакции хочу сказать врачам - спасибо за то, что спасаете жизни, что продолжаете воевать с коронавирусом на передовой, уже год, и неизвестно сколько ещё. Здоровья, сил и терпения вам, герои в белых халатах!
Напомним, в прошлом интервью заведующая первым на Кубани ковид-отделением рассказывала о том, что когда вышла из трёхмесячного карантина, было чувство, что вернулась из космоса. 29 января, исполнился ровно год с того дня, как в Краснодарском крае открыли первое отделение для пациентов с подозрением на коронавирусную инфекцию. Тогда в регионе об этом знали только причастные к созданию мини-госпиталя. Он был организован на базе отделения №3 краснодарской инфекционной больницы (СКИБ). Это отделение кишечных инфекций, на базе которого организован госпиталь для особо опасных инфекций. То есть госпиталь разворачивается тогда, когда поступал сигнал о такой инфекции. в остальное же время отделение работает в штатном режиме. На тот момент в активе персонала было лечение пациентов с подозрением на Эболу, а также ежегодные тренировки, где отрабатывалась схема работы с особо опасными инфекциями – вплоть до умения без проблем и потери времени надеть защитный костюм. Мы поговорили с заведующей первым ковид-отделением в Краснодарском крае, третьим боксированным инфекционным отделением ГБУЗ СКИБ Ларисой Угрюмовой. Её рассказ в хронологическом порядке можно прочитать по ссылке.
Мы решили собрать в одном материале хронологию событий ковидных-месяцев. Давайте вместе вспомним по этапам то время, которое и забыть-то будет непросто. Пандемия коронавируса точно войдет в мировую историю. Но для многих этот период еще не окончен. Поэтому, несмотря на снятие строгих ограничений в крае, власти региона все же просят соблюдать масочный режим в помещениях и почаще обрабатывать руки антисептиками и мылом.
Ранее мы писали о том, какие коронавирусные ограничения остались на Кубани: что до сих пор запрещено в регионе из-за всемирной пандемии. 12 марта стало известно, что в Краснодарском крае в очередной раз продлен режим повышенной готовности. На этот раз до 29 марта 2021 года. Соответствующее постановление подписал губернатор региона Вениамин Кондратьев. Режим повышенной готовности на Кубани действует с марта 2020 года. Тогда, когда коронавирус начал свое интенсивное распространение, необходимо было принимать экстренные меры, чтобы остановить темпы увеличения числа заболевших. Среди основных мер, которые действуют уже больше года – масочный режим, сохранение социальной дистанции и другие.
Отдельный материал мы делали 11 марта, когда исполнился ровно год с того дня, как Всемирная организация здравоохранения объявила распространение коронавируса пандемией. На тот момент в мире было зарегистрировано 118 тыс. заразившихся в 114 государствах. За год не осталось континента, где нет этого вируса, он обнаружен даже в Антарктиде. За 366 дней високосного года жизни людей изменились кардинально. Сначала мы не представляли, что можно лишиться малых радостей, таких как поход в кино, театр и ресторан, затем, что наличие визы и авиабилета не является гарантией полёта в другую страну, а потом и вовсе – что нас можно запереть в собственных домах без права покидать пределы своего жилища без крайней необходимости. Звучит, как в фантастическом фильме, но это была реальность марта прошлого года.