«Сложно забыть тяжелый день, 9 августа 1942 года» - с этих слов начинается сочинение школьницы Н. Золотниковой.
Еще не так давно город жил свободной жизнью. Но вот все замерло: люди забились по своим квартирам, город перестал жить. Девочка вспоминает, что в те долгие дни немецко-фашистские палачи, как стаи голодных собак, разъезжали по городу.
- Со страхом заглядывали в каждый двор, с подозрением всматривались в лица прохожих. В каждом лице им казались партизаны. На второй день эти палачи стали располагаться в городе, как у себя дома. Зазвучала чужая речь. Приходили во двор и уходили, ничего не спрашивая, - пишет Н. Золотникова.
Каждую минуту краснодарцы ждали беды. Нервы были напряжены в ожидании чего-то ужасного и хотелось кричать: «Скорей! Не мучайте своим молчаньем и взглядом водянистых глаз». Страшное пришло – рано утром во двор вошла группа немцев. Они интересовались, есть ли во дворе «иуды» (так фашисты называли евреев).
- Я вижу побледневшее мамино лицо. Мне понятны ее переживания, она боится за меня, за мою жизнь. Да, это вполне понятно, отец мой еврей и 8 августа ушел в партизанские отряды. Можно ли было ждать пощады нашей семье? Меня прячут в погреб, но как наивны бабушка и мама, думая, что этим спасут меня, - вспоминает девочка.
Школьница вспоминает, как из их двора увели старика-еврея. Он знал, что жизнь его кончена, но гордый старик не плакал, а поднял высоко голову, идя на смерть. Девочка ничего не сказала маме, но мысленно решила, если и ей придется умереть, то она не станет плакать, а как этот старик, гордо войдет в машину.
- Через несколько дней бабушка узнала о гибели ее брата-партизана гражданской войны. В доме слезы и горе и ожидание опять чего-то ужасного. Как тяжело! Хочется выплакать всю горечь, накопившуюся за эти несколько дней. В доме все как квартиранты, комнату не убирают, ничем не занимаются. Такое впечатление, что мы временно в этой квартире, что вот-вот скоро все должно измениться. И изменение пришло, но не к лучшему, - пишет школьница.
Когда за ее мамой пришел гестаповец, как за работником Горисполкома [орган исполнительной власти в СССР, прим.ред.] и членом партии, выручили соседи. Женщину не забрали благодаря их убедительным показаниям, что она не является членом партии.
- Гестаповцы не забрали маму, но много бессонных ночей провела я с ней вместе в ожидании ареста. Малейший стук и лай собак заставлял быть на стороже. Так прошло шесть месяцев, шесть ужасных месяцев, шесть месяцев расправы над людьми, - вспоминает девочка.
Но вот настал долгожданный день: по городу пронеслась весть о скором освобождении. Немецко-фашистские захватчики постепенно убегали, увозили награбленное у русских граждан добро. Эти последние дни были и радостными, и горестными одновременно. Потому что, враги вели поспешную расправу с людьми. Они торопились, понимали, что их дни сочтены.
- Где бы ни пошел, везде можно было увидеть повешенных и убитых. И смотря на всю эту картину страданий и ужасов, бессильно сжимались кулаки. О, как бы мне хотелось отомстить этим варварам, принести им такую боль, какую принесли они нам. Но на этом не кончились злодеяния немцев. Они жгли наш город. Как больно было смотреть, когда горели школы, театры. Эти вандалы делали свое дело. Но пришел конец их разбоя в городе, - пишет Н. Золотникова.
Дата 12 февраля 1943 года также никогда не забудется - как самый счастливый и радостный день. Рано утром в Краснодар вступили части Красной Армии. Сколько было выплакано жителям освобожденной столицы Кубани слез. Но это были слезы радости.
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Государственный архив Краснодарского края», Фонд № Р-807, Опись № 1, Ед.хр. № 42.
Оккупация столицы Кубани фашистской Германией длилась 186 дней – с 9 августа 1942 года по 12 февраля 1943 года. В Государственном архиве Краснодарского края сохранились воспоминания современников о тех трагических событиях периода Великой Отечественной войны. Ранее мы публиковали воспоминания жительницы краевого центра И.А. Рубановой. Их она написала 17 сентября 1999 года.
Простые, но очень сильные слова о долгих днях оккупации бережно сохранены и на страницах школьных тетрадей. Одно из таких воспоминаний принадлежит учащейся средней женской школы № 45 Краснодара Анне Гречко.
Ученица 8 «А» класса Милада Потапова в своем сочинении поделилась переживаниями, которые принесла оккупация Краснодара. Девочка написала их уже после того, как эти внушающие страх события закончились. Но когда читаешь воспоминания школьницы, понимаешь, что такие факты истории никогда не уйдут из памяти тех, кто их пережил.