Жительница оккупированного Краснодара Люда Шаруненко: «На улицах были видны следы крови, на углу снесло дом и поранило людей…»
4 августа 1942 года днем на столицу Кубани налетели немецкие самолеты. Они сбросили несколько бомб, которые упали рядом с домом автора школьного сочинения.
Когда они с мамой вернулись домой, то увидели, что все стекла в окнах высыпались. Тогда семья не знала, что делать, куда уйти и где спрятаться.
- На улицах были видны следы крови, на углу снесло дом и поранило людей, везде валялись бревна, железо с крыш, куски мяса. Мы собрали вещи и ушли жить на окраину города. Вдруг восьмого числа послышались орудийные глухие выстрелы. Наши войска стали отступать, - вспоминает девочка.
Сердце её уходило с каждым бойцом туда, куда уходили войска – на восток. Она была уверена в том, что не в последний раз смотрит на родную и близкую звездочку, что придет светлый день освобождения, что «наши придут и придут скоро». С этими мыслями Люда уснула в саду, потому что в доме спать было опасно – мог попасть снаряд. В это время засвистели снаряды и пули над Краснодаром. Горели постройки, небо покрывалось страшным черным завесом. В 6 часов утра из западной части города ушел последний советский боец. Наступил страшный час.
- Под зеленой каской – грязное, измученное лицо. Большой синий комбинезон. В руках автомат, на ногах большие, грубые сапоги – вот каким мне представился немец, которого я увидела в первый раз девятого августа тысяча девятьсот сорок второго года. Его фигуру, страшную и неуклюжую, мне никогда не забыть. Одиннадцатого мы пришли домой и потянулись однообразные тяжелые дни. Наступил сентябрь месяц, я вспомнила школу, о том, что не иду туда, куда ходила пять лет подряд, - пишет Люда.
Немцев в городе было очень много. Они ходили по квартирам, отбирали все, что им нравилось. Они вешали людей на главной улице Краснодара.
- Было жутко на них смотреть. Вот висел юноша с деревянной доской с надписью «Я не выполнил приказа немецкого командования», молодой юноша лет шестнадцати. У него есть родные, которые, быть может, несколько раз в день ходят смотреть на труп своего сына, а он еще с детским выражением лица висит, потому что так захотелось немцам, - вспоминает те вселяющие ужас дни школьница.
Отец девочки работал в тылу на Урале. Она верила, что настанет время и от него придет письмо. Проходили дни и месяцы. И однажды, к ним во двор упала листовка. В ней говорилось, что Красная Армия идет, что скоро настанет светлый час освобождения.
- Эта весть до глубины души обрадовала меня. Мы стали с нетерпением ждать. И вот немцы забегали, как мыши в мышеловке. Они жгли все то, что могли. Одиннадцатого февраля остатки немцев уходили с тем, чтобы двенадцатого февраля уступить дню освобождения столицы Кубани, городу Краснодару. Пришли красные звездочки, пришел русский боец, - так завершает свое сочинение ученица 7 «Б» класса одной из краснодарских школ Людмила Шаруненко.
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Государственный архив Краснодарского края», Фонд № Р-807, Опись № 1, Ед. хр. № 43.
Оккупация столицы Кубани фашистской Германией длилась 186 дней – с 9 августа 1942 года по 12 февраля 1943 года. В Государственном архиве Краснодарского края сохранились воспоминания современников о тех трагических событиях периода Великой Отечественной войны. Ранее мы публиковали воспоминания жительницы краевого центра И.А. Рубановой. Их она написала 17 сентября 1999 года.
Простые, но очень сильные слова о долгих днях оккупации бережно сохранены и на страницах школьных тетрадей. Одно из таких воспоминаний принадлежит учащейся средней женской школы № 45 Краснодара Анне Гречко.
Ученица 8 «А» класса Милада Потапова в своем сочинении поделилась переживаниями, которые принесла оккупация Краснодара. Девочка написала их уже после того, как эти внушающие страх события закончились. Но когда читаешь воспоминания школьницы, понимаешь, что такие факты истории никогда не уйдут из памяти тех, кто их пережил.
Пройдя по хештегу #76летиеПобеды вы сможете прочитать еще несколько школьных сочинений юных краснодарцев, переживших оккупацию Краснодара.