Меню Общество Ученые России и мира рассказали, какие гены усугубляют течение коронавируса
22.09.2021 08:45

Ученые России и мира рассказали, какие гены усугубляют течение коронавируса

Долгое время больные проводили на аппаратах искусственной вентиляции легких, некоторые из них умирали. Ученые приводят немало гипотез, почему это происходит, находят подтверждения одной из них, связанной с генетическим набором.

К апрелю 2020 года эксперты установили группы риска: пациенты с ожирением, хроническими болезнями сердца, диабетом, пожилые люди, обладатели второй и четвертой групп крови (А и АВ), генетические факторы, расположенность к болезни Паркинсона. Их подключали к ИВЛ и диализу, они дольше находились в отделениях интенсивной терапии, даже если были практически здоровыми и вели правильный образ жизни.

- В конце 2019-го такой новой напастью стал SARS-CoV-2, и логично было искать причины тяжелого течения инфекции именно в генах главного комплекса гистосовместимости. Одними из первых на них обратили внимание ученые из Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ и ИБХ РАН. Они выделили несколько вариаций в генах семейства HLA, которые влияют на течение и исход COVID-19, - сообщают РИА Новости.

Это участки генома, связанные с работой Т-клеток и всей системы приобретенного иммунитета. Они отвечают за транспортировку фрагментов вирусных белков на поверхность клетки и их передачу в Т-клетки. Так организм вовремя распознает зараженные клетки и уничтожает их.

Исследователи изучили историю болезни пятисот жителей Москвы. Около ста из них умерли от последствий коронавируса. Ученые исследователи три подтипа генов главного комплекса гистосовместимости — HLA-A, HLA-B и HLA-C. Они выяснили, что летальный исход от COVID-19 больше у носителей варианта HLA-A*01:01, а обладатели вариаций HLA-A*02:01 и HLA-A*03:01 лучше защищены от неблагоприятных исходов.

- Полгода спустя этот же коллектив ученых запустил портал T-cell COVID-19 Atlas (T-CoV), с помощью которого исследователи и медики смогут предсказывать восприимчивость людей с разными генотипами HLA к мутациям коронавируса и, возможно, прогнозировать тяжесть болезни. В его основе данные о взаимодействии молекул HLA с пептидами сразу 11 штаммов SARS-CoV-2 — альфа, бета, гамма, дельта, эпсилон, дзета, эта, тета, йота, каппа и лямбда, - сообщили в российском информационном агентстве.

Ученые разных стран обнаружили еще один вариант гена, который усугубляет тяжесть коронавируса – HLA-C*04:01. Его носители в два раза чаще оказываются на ИВЛ. Об этом свидетельствуют истории болезни 435 пациентов Германии, Швейцарии, Испании и США.

Доктор биологических наук, заведующий лабораторией молекулярной генетики Илья Манухов отметил, что авторы исследования зафиксировали: некоторые аллели комплекса гистосовместимости приводят к тому, что человек слабо защищен от болезни. Этот факт статистически достоверный.

- Основываясь на полученных данных, стоило бы разработать тест или исследование, которое позволит предсказывать реакцию людей с разными генотипами HLA при инфицировании SARS-CoV-2. Тогда тех, кто попадет в группу риска, можно будет предупреждать, что они подвержены более тяжелому течению болезни, - подчеркнул специалист.

Напомним, кубанский Оперштаб назвал муниципалитеты-лидеры по вакцинации населения от коронавируса. Наиболее активно прививаются жители Кавказского района. Там план вакцинации уже перевыполнена на 7,2%. В пятерке лидеров также Динской (78,8%), Курганинский (71,9%), Калининский (71,7%) и Апшеронский (71,3%) районы. Еще шесть городов и районов приближаются к тому, чтобы выполнить половину плана – 80% от взрослого населения.

Ранее мы сообщали о том, что ВОЗ заявили, что 99% летальных случаев от COVID-19 приходится на невакцинированных. Об этом сообщила официальный представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Маргарет Харрис в ходе брифинга в Женеве.

Также на сайте мэрии Краснодара появился раздел с подробной информацией о вакцинации от гриппа. На него легко перейти, нажав на баннер, размещенный на главной странице сайта - krd.ru. В разделе даются ответы на основные вопросы об иммунизации от сезонного заболевания. Эксперты рассказали, чем опасен грипп, как защитить себя, как проводится вакцинация и когда лучше поставить прививку.

#COVID19 #коронавирус