Ранее утро воскресенья. Рука привычно тянется за телефоном. Автоматически открываю приложение одной из социальных сетей. Вижу сообщение от коллеги. Просит перевести ей 5 тысяч рублей без объяснений причин. Стиль написания вроде бы её. Не смущает и странный номер карты, не по номеру телефона. Сонно перечисляю деньги. Звонит автоматическая техслужба банка, чтобы я голосом подтвердила перевод. Подтверждаю. Спустя секунду начинает бешено биться сердце – что я сделала?! Пишу коллеге на личный номер телефона, естественно, выясняю, что её взломали. Испытываю множество эмоций – панику, желание вернуть деньги назад, злость на мошенников, злость на себя. Ну как так? Я же все время начеку.
Пообщавшись с друзьями, поняла, что не одна в своей наивности на уровне глупости. Кто-то тоже переводил мошенникам деньги, причем суммы больше, чем 5 тысяч рублей. Кто-то вовсе терял паспорт и боялся негативных финансовых последствий: вдруг кто-то оформит кредит? Спустя несколько месяцев, снова утром захожу в телеграм-канал жилого комплекса. В 6:30 девушка присылает две фотографии раненого котёнка и пишет, что нужны деньги на ветеринара, указывает номер карты. Через несколько минут сообщение удаляет админ. По понятным причинам. Случаев мошенничества сейчас очень много. Нечестные люди могут не только писать, но и звонить, представляясь сотрудниками банка, следователями.
На этой неделе одной из моих коллег во время рабочего дня звонила женщина, представившаяся следователем. На заднем плане, видимо, созванивались с другими людьми тоже «следователи». Послание было таково: мужчина, представившийся племянником коллеги, подделал её подпись и оформил кредит. Всё бы ничего, только это было сделано в Москве. Звонившая представилась, попросила записать её ФИО, рассказала, что работает в «МВД Россия». Что она хотела бы сообщить дальше, мы так и не узнали, связь прервалась, а перезванивать она не стала. Поискав информацию в сети, интернет-редакция телеканала «Краснодар» выяснила, что таким способом «следователи» запугивают людей, говорят несуществующие факты, чтобы жертва оформила кредит и перечислила деньги. Цель – запутать человека как можно большим количеством противоречивой информации.
Почему одни люди попадают в ловушки мошенников, а другие нет? Ответ узнали у клинического психолога Юлии Ворожбы.
- В таких ситуациях люди действительно поступают автоматически. Тут важно быть даже не сколько бдительным (это про контроль и тревожность), а осознанным. Это слово, конечно, сегодня «избито» и даже стало пошлым. Но важно учиться делать паузы между мыслями, чувствами и действиями. Мошенничество не на всех «срабатывает». Люди, которые более чувствительны к себе, которые научились брать эти паузы, которые умеют отслеживать, что с ними происходит, доверяют своим ощущениям, не попадаются. Работа мошенников – это целая психология. Сначала они добиваются от человека эмоционального отклика, неважно какого – положительного или отрицательного. Если нет навыка управления своими эмоциональными состояниями, то человек в этот момент становится как пластилин, податливый. Достаточно элементарных знаний у мошенника о психологии масс и стресса, и вы уже на крючке, - отметила специалист.
Если человек живет жизнью в так называемом «потоке», не задумываясь над происходящим, не имея свой отклик на происходящее, ему проще попасться. При осознанном восприятии он выдохнет, возьмет паузу, проанализирует, что происходит, успокоится и наладит мостик с разумом. Важно, чтобы чувство не затапливало, создавая состояние аффекта, а «включался» мозг. Именно в этот момент можно позвонить другу и уточнить, действительно ли ему нужны деньги, уточнить наличие официальных документов о лечении животных или людей. После этого можно принимать решения. Когда мы затоплены эмоциональным аффектом, то становимся очень управляемыми. Мошенников учат знаниям манипуляции, тому, как воздействовать на сознание человека. Нас стимулируют к постоянным действиям, активности, быстроте. Это только на руку аферистам. Поэтому нужно учиться брать паузу.
Что делать, если человек чувствует вину в том, что произошло? Сокрушается по поводу обмана и своей доверчивости?
- Всё зависит от жизненной ситуации, от суммы, психологии конкретного человека. Кто-то более тревожный, кто-то менее тревожный. Можно сказать одному «Да не беспокойся, хорошо, что деньгами забрали!» и он успокоится. А кто-то может впасть в серьезную депрессию. От того, что «не справился». Тут может быть не только вина, но и разочарование, другие чувства. Если у человека в принципе вина – это ведущее чувство, то после обмана мошенников он просто в него провалиться. Если справиться с наваждением сложно – это может быть один из поводов обратиться к психологу, чтобы разобраться, почему я так реагирую, - пояснила совет Юлия Ворожба.
Внутренняя потребность человека заключается в развитии, даже если мы не всегда это осознаем. Поэтому в жизни происходят ситуации, благодаря которым можно приобрести новый опыт. Если есть какая-то «больная точка», то рано или поздно нам придется обратить на нее внимание. Бывает, человек постоянно попадает в аналогичные ситуации. Как раз здесь ему важно заметить сходство и научиться новым моделям поведения. Еще нужно помнить простую истину: людям свойственно ошибаться, ведь мы не роботы. Относитесь к себе бережно, не давайте себя в обиду и доверяйте интуиции.
Напомним, в России мошенники начали использовать QR-коды для похищения денег. QR-коды вешают в общественных местах: на остановках и парковках, у подъездов и т.д. Переходя по ним, люди рискуют случайно выдать личные данные.
Ранее мы сообщали, что за год в России количество фейков в Интернете выросло в 6 раз. Итоги работы по противодействию фейковой информации подвели на пресс-конференции в Москве в офисе МИА «Россия сегодня». Аналитик из кубанского ЦУР поделился региональной статистикой.
Кубанцев постоянно призывают критически оценивать любую информацию, прочитанную в интернете. Информационное пространство продолжают заполонять фейки. Иногда люди могут получить недостоверную информацию даже от самых близких.