Столица Кубани потерпела фиаско в недавнем рейтинге качества общественного транспорта. Среди всех крупных городов России она упала на 10 строчек вниз – с 16 на 26. Среди миллионников вообще оказалась в числе аутсайдеров, заняв предпоследнее место. Спасти положение может только системная работа в этом направлении. Чтобы взять под контроль проблему, власти города выступят в роли посредников между перевозчиками и пассажирами. Как это повлияет на наш комфорт, разобрались вместе с экспертом.
Аналитики компании Simetra подсчитали, что из 100 возможных баллов качества общественного транспорта Краснодар набирает лишь 59,1. Критерии были следующими: ценовая доступность (38), комфорт и удобство (72), функциональность транспортной сети (73), физическая доступность (63), безопасность и устойчивое развитие (40). Общественники считают, что комплексно повысить эти показатели способна только транспортная реформа. О ней заговорили еще в 2019 году.
- Движение «Транспортная инициатива» ратовало за то, чтобы в Краснодаре была проведена транспортная реформа, и транспорт перешел работать на брутто-контракты. Рады тому, что новый глава города понимает: необходимо менять работу общественного транспорта. Опыт других городов показывает: если контроль реализации реформы осуществляется на уровне муниципалитета, тогда она проходит в наиболее короткий срок и эффективно, - подчеркнула руководитель движения Марина Репещук.
По ее словам, наибольшие ожидания горожан связаны с низкопольным транспортом, который необходим пассажирам с детьми, людям с ОВЗ, на инвалидных колясках. Также вопросы вызывает расписание транспорта. В мегаполисе он обязан ходить с раннего утра и до позднего вечера.
- И мы ждем, что в Краснодаре наконец-то появятся качественное «билетное меню». Город большой, передвигаться приходится очень много. То есть в случае пересадки краснодарцы платят даже больше жителей Москвы, - подчеркнула Марина Репещук в интервью телеканалу «Краснодар».
Упорядочить работу общественного транспорта в краевом центре поможет уже упоминаемая ранее питерская компания Simetra. Специалисты провели научно-исследовательскую работу и разработали документ планирования регулярных перевозок. Он, в том числе, включает переход на брутто-контракты.
Брутто-контракт – способ организации пассажирских перевозок, при котором вся выручка с пассажиров переходит в бюджет города, а муниципалитет оплачивает услуги перевозчиков. То есть администрация сможет полностью контролировать транспортные компании. Это значит, что если, например, в автобусе не работает кондиционер, город может расторгнуть контракт. Мэр Евгений Наумов уже пообещал, что спрашивать с транспортников будут по всей строгости.
Также из предложений Simetra: вводить новые «выделенки», модернизировать остановки и пересадочные узлы, оптимизировать систему школьных развозок, развивать именно электронный транспорт. Приоритет - в течение 10-12 лет обеспечить транспортной инфраструктурой все новые и застраивающиеся микрорайоны.
Документ планирования и брутто-контракты нужны, в первую очередь, не администрации, а самим жителям. Они дадут людям понятные маршруты со стабильным графиком, более быстрое передвижение за счет А-полос и новых трамвайных путей, выгодный тариф для пересадок, дополнительные остановки и т.д. В то же время власти смогут эффективно использовать существующую дорожную сеть и подвижной состав, стимулировать население пересаживаться с личного на комфортабельный общественный транспорт.
Документ планирования уже готов. Независимая экспертиза подтвердила его практичность. Российский университет транспорта выдал свое положительное заключение. После рассмотрения органы муниципальной власти утвердят проект. Приступить к осуществлению плана должны уже в 2023 году.
Стало известно, что реконструкция ул. Симферопольской в Краснодаре станет одной из самых масштабных дорожных строек города за 5 лет. Работы на километровом участке начнутся в середине декабря 2022 года.
Кроме того, рабочие заасфальтировали более 40 км пути Дальнего западного обхода. Полотно будущей автомагистрали готово уже на 80% . Осталось положить асфальт на 11-километровом участке.