Подпишись, и будь в эпицентре жизни Краснодара
У вас есть важная информация, которой вы готовы поделиться с редакцией? Свяжитесь с нами
Меню Общество Недетские «шалости»: почему одни школьники травят других и как защитить своего ребёнка от насилия
11.12.2020 15:07

Недетские «шалости»: почему одни школьники травят других и как защитить своего ребёнка от насилия

Читать Телеканал Краснодар:

Травля в школе. Всё это старо как мир. Но когда это началось? И когда это закончится? Эти вопросы остаются без ответа. А проблема буллинга (травлю организует один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок) с каждым годом набирает всё более серьезные обороты.

Новость, которая взбудоражила все местные социальные сети, не оставила равнодушной и меня. Вообще, мне близка эта проблема, расскажу дальше кое-что личное, но об этом позже. Будут также советы психолога на эту тему.

А пока, та самая шокирующая новость. В 36 гимназии Краснодара началась травля мальчика. Над ним, предположительно, издевался ровесник, а дальше по классике - якобы начал бить. И так избил, что сломал грудную клетку. Произошло это 29 октября. Сейчас все подробности вопиющего случая устанавливают следственный комитет и прокуратура.

Причём, говорят, что о постоянных конфликтах многие в гимназии были в курсе. Знали и молчали. Так это или нет будут выяснять правоохранители, а после дадут действиям сотрудников 36 гимназии правовую оценку. Сейчас оба ребёнка уже не являются учениками данного учебного заведения.

Вот какой комментарий нам дали в пресс-службе прокуратуры Краснодарского края: «В ходе проверки будет дана оценка исполнению образовательной организацией законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказанию медицинской помощи учащимся, а также работе по раннему выявлению девиантного поведения».

Пострадавший мальчик и его предполагаемый обидчик учились в 6 классе. Это очень непростой возраст, во время которого некоторые дети бывают вспыльчивые и агрессивные, а другие, наоборот, замыкаются в себе и никому ничего не рассказывают, что их тревожит и что вообще происходит в их жизни. То есть «переходный» возраст у всех проявляется совершенно по-разному.

Ладно, дети с их переходным возрастом — это одна проблема. Конечно, я никого не оправдываю, особенно предполагаемого обидчика мальчика. Но вот вопрос...куда смотрели учителя? Школьные психологи? Администрация гимназии? Неужели нельзя было провести профилактическую работу с детьми? Почему ситуацию нужно было доводить до предела? Но все эти вопросы, я очень надеюсь, скоро получат ответы.

А вот вопросы, которые скорее всего останутся без ответа - куда смотрели родители? Что упустили в воспитании ребёнка, который поднял руку, и того, который подставил щёку (а вернее грудную клетку) под удар? Ведь не зря говорят, что все идёт из семьи. Участие родителей в жизни детей просто необходимо. По сути, ребёнок копирует ту модель поведения, которая есть в семье и выносит это в социум. Но вот почему так называемые «жертвы» терпят унижение? Почему сразу не говорят родителям в какой ситуации оказались? Чего ждут? Или просто боятся быть непонятыми в семье?

Честно, мне искренне жаль ребёнка, который пострадал, да и мальчика, который совершил этот необдуманный поступок. Ведь сделал он это явно не от хорошей жизни. Он же где-то всё-таки научился себя так вести, где-то упущен момент в воспитании, где-то не пожалели, где-то не обняли. Попросту недолюбили. Я искренне сочувствую всем тем детям, которые столкнулись с непонимание и нелюбовью в школе.

Меня тоже травили в школе. Девочкой для битья я, конечно, не была, но иногда получала синяки и ссадины. Один из одноклассников меня избил ногами по животу, другой поставил фингал под глазом. Мне хватило ума об этом рассказать родителям, которые решали вопросы напрямую с администрацией школы, после чего с моими обидчиками проводили профилактические работы. Не помогало. Травля продолжалась вновь и вновь. Однажды на Масленицу одноклассники, именно мальчики, сделали моё чучело из веника и сожгли его на территории школы. А мы с девочками и классным руководители потом его тушили. Честно, это больнее, чем удар по лицу. Я не говорю уже о всех испорченных вещах (пеналах, ручках, карандашах, истоптанных грязной обувью куртках). Поэтому я представляю, что чувствуют дети, которые подверглись травле в школе. И, как человек, всё это переживший могу сказать точно, таким детям очень и очень сложно. Поэтому прислушивайтесь к своим детям, обязательно интересуйтесь, как у них дела. Будьте своему ребёнку другом, которому он не будет бояться рассказывать о своих проблемах. Потому что кроме как от него вы правды о том, что происходит за высоким школьным забором, вы не узнаете.

Вам ничего не напоминают эти истории? Это же практически сюжет из известного кинофильма «Чучело», там очень ярко показаны все эти подковерные далеко не детские игры детей. То есть проблема то действительно не новая. И появилась она не из-за «вседозволенности» и интернета, а гораздо раньше.

Но откуда всё-таки у детей возникает чувство превосходство и почему они думают, что могут решать чужие судьбы? Об этом мы узнали у детского и подросткового психолога Ольги Згордан.

- Ольга, скажите, почему с психологической точки зрения происходят конфликты в школе? Почему одних тратят? А другие травят?

- Это природное явление, эволюционные факторы. Здесь мы ничего нового не придумаем. Травля - это ненормально, но всегда будут жертвы и всегда будут те, кто нападает, потому что у каждого из нас есть рефлекторные факторы, которые, грубо говоря, остались от давних предков и кто-то из нас в ситуации страха бьет, а кто-то - бежит. Ненормальная ситуация только в том, как на это реагирует общество. И вот здесь уже надо разбираться, потому что зачастую детьми управляет страх, потому что они видят, что кто-то травит и боятся вмешаться, потому что, предположим, им страшно рассказать, так как их тоже начнут бить в таком случае. Ребёнку, которого травят страшно рассказать, потому что ему говорят, что тогда его могут убить или причинить вред близким - это его пугает. А так как страх - наша базовая эмоция, мы ничего сделать с этим не можем и зачастую не проработанный страх ставим во главу своих реакций.

- На эти негативные действия как-то влияет «дом», отношения в семье? Можно сказать, что условный виновник себя так ведёт, чтобы слить негатив или обиду, которые получил вне школы?

- Да, ребёнок может копировать поведение отца или матери в плане проявления агрессии. Ребёнок, который терпит, точно также может копировать поведение родителей, если в семье такие отношения, что один подавляет, а другой её молча проглатывает. Но ни в коем случае здесь нельзя переваливать всю ответственность на семью, так как бывают недолюбленные дети, но бывают и перелюбленные. Бывают дети, которым разрешают всё, никогда не делали никаких замечаний, не устанавливали никаких рамок, никаких правил, и для них ударить другого - это нормально. При чём они прекрасно понимают, что они причиняют ребёнку боль, но они точно знают, что в семье им за это никто ничего не скажет. Поэтому у них нет сформированного понимания того, что за это будет какая-то ответственность. Это может быть психопатия генетического характера, которая может передаваться через поколения, и даже если семья нормальная, ребёнок может быть и агрессивный. Есть и противоположная ситуация - когда в семье авторитарные родители или один из них, и из-за этого дома ребёнок себя не может проявить, то есть - ему говорят, а он делает. Но где-то он проявляет себя и, к сожалению, не всегда положительным образом. Грубо говоря, направляет свою энергию не в то русло.

- Как понять, что твой ребёнок стал жертвой школьной травли? Как действовать, чтобы и «не залюбить», и не проявлять безразличие, где эта грань?

- Если ребёнок в хорошем контакте с родителями, то они это поймут сразу. Даже если ребёнок ничего не будет рассказывать, а зачастую в этом возрасте так и происходит. И это не потому, что контакт с родителями потерян, а потому что в этот период жизни самый близкий круг общения для них — это сверстники. Родители могут потерять свой авторитет, но это нормальное явление. Можно провести аналогию с животным миром - там подрастающее поколение в этом возрасте уходит из семьи. Даже если контакт и есть у ребёнка и родителей, то не всегда дети могут на 100 процентов открыться. Взрослые должны понимать может и не словесного, а хотя бы по поведению ребёнка, что что-то происходит не то. Предположим, ребёнок ходил в школу, все было нормально и вдруг не хочет, начинает болеть, вполне возможно, что это проявление психосоматика или какие-то бесконечные отмазки: «не пойду», «не буду», «занятия отменили», то есть что угодно будет придумывать, лишь бы не идти в школу. Если ничего из перечисленного не наблюдалось, то вполне возможно, что были другие проявления: нарушение сна, аппетита, либо неврозы, когнитивные затруднения (быстро решал уроки, теперь сидит по полчаса над каждым заданием). Это всё тоже нужно отслеживать.

В школе эти ситуации могут иногда и не заметить, потому что зачастую некогда. Сейчас что учителя, что школьные психологи перегружены бумажной работой, отчётами, а что происходит с детьми вне школы или вне уроков, к сожалению, сейчас не видит никто. Раньше были дружины, дежурные, то сейчас это зачастую лишь номинально. Не во всех школах есть дополнительные организации, которые следили бы за порядком. В таких школах чаще всего случаются такие проблемы. Но это не панацея, негативные ситуации могут возникать и в школах, где всё идеально.

По поводу залюбленных и недолюбленных - здесь работает правило золотой середины. Да, ребёнку нужно давать поддержу, заботу, но у него должно быть чёткое понимание правил и понимание ответственности за свои действия. Это с детства - либо дали, либо нет. А вот в подростковом возрасте воспитывать ребёнка уже поздно. Он переходит в стадию личностного роста, общается максимально со сверстниками. Взрослый человек на него может повлиять в редких случаях, практически никогда. Бывает, попадается наставник на пути, но это должно быть в ненавязчивой форме. В противном случае у подростка включается протест, даже если он согласен.

- Как не потерять контакт с ребёнком? Не перейти за черту недоверия и не привести ситуацию к точке невозврата?

- Если до подросткового возраста вы на ребёнка давили, и мотивация его действий была только внешняя (мама/папа сказали - ребёнок сделал), то в подростковом возрасте у детей включается внутренняя мотивация. Зачастую с внешней мотивацией родителей она не имеет ничего общего. Поэтому нужно прислушиваться к истинным интересам своего ребёнка, его мотивам, желаниям. Стараться налаживать контакт до подросткового возраста. Как у нас обычно бывает? Мама решила ребёнка на танцы отдать, потому что в детстве хотела на танцы или папа захотел ребёнка отдать на самбо, потому что ему это в детстве было интересно. И он ходит, хотя может и не хочет. А если он говорит об этом, его всё равно заставляют: «ты нам потом спасибо скажешь». Так вот в таком случае вряд ли он скажет это «спасибо». И эту агрессию такой ребёнок будет проявлять по отношению к другим людям. При чём одну модель поведения он будет показывать родителям, другую вне дома. Так что контакт с ребёнок возможно наладить только в том случае, если вы учитываете его интересы и его желания. На подростка нельзя давить, так как он формирует себя уже сам.

Надеюсь, что в ближайшем будущем в этой истории будут расставлены все точки. Хотелось бы верить, что негативный опыт со стороны повлияет на других подростков, которые могут оказаться в подобной ситуации, буллинг в школах закончится и воцарят добро, уважение и взаимопонимание. То, что и должно быть. Ведь потом спустя время намного приятнее вспоминать счастливые школьные годы, чем боль, унижение или того, хуже уголовную ответственность за необдуманные детские проступки.

#образование