19 апреля «быки» провели встречу 25-го тура. Соперником южан стал воронежский «Факел», с которым в первом круге «Краснодар» сыграл вничью. Скажем больше: «факелоны» являлись для «чёрно-зелёных» крайне неудобным соперником, которого они ни разу не обыгрывали за четыре очных встречи, но на пятой игре эта неудачная для «быков» серия всё-таки прервалась.
«Важно двигаться от матча к матчу»
Это примерно та самая фраза, которую употребляют тренеры, когда сказать о будущей встрече им попросту нечего. Либо есть какие-то сомнения, либо расклад сил настолько очевиден, что в комментариях попросту не нуждается. А временами это может значить и то, и другое.
Чего-то яркого от краснодарско-воронежской коллаборации не ждали. «Факел» борется за выживание, показывая вполне удачную с точки зрения результата игру весной – 1 победа, 2 ничьих и 2 поражения. «Краснодар», имея такую же статистику, после рестарта разочаровывает. Была одержана единственная (и не самая уверенная) победа над «Пари НН» и был проигран «чемпионский матч» «Зениту», после которого питерцы оторвались на 4 очка.
При всём этом, южане всё равно совершенно справедливо считались фаворитом матча, несмотря на то, что текущая форма команды и ожидания от их выступления входили в определённый конфликт. От «быков» ждали победы. Победы уверенной, которая позволила бы подопечным Мусаева вновь выйти на победную тропу и продолжить погоню за «Зенитом». По большому счёту, именно это «чёрно-зелёные» и сделали, умело контролируя ход всего матча.
Новая связка в центре: Никита Кривцов и Кевин Кастаньо
Сделать это удалось во многом благодаря полузащите, которая выдержала экзамен, связанный с отсутствием профильного опорника. Перед началом матча вопрос о том, кто займёт место в центре, возможно, был одним из самых острых, ведь незаменимый в нынешнем сезоне Александр Черников пропускал игру из-за перебора жёлтых карточек.
Мурад Мусаев остановился, пожалуй, на самом ожидаемом варианте в лице Никиты Кривцова и Кевина Кастаньо. Именно они создали тройку полузащитников вместе с Эдуардом Сперцяном. Правда, если позиция Эдо (вернее, её отсутствие и совершенная свобода действий) никого не удивляет, то вот расположение Кривцова и Кастаньо действительно было во многом неожиданным. В первую очередь потому, что на место «разыгрывающего» встал именно россиянин. Он начинал атаки и всецело отвечал за креатив в центральной зоне.
Естественно, это способствовало тому, что Кривцов временами оставался последним полузащитником команды, прерывая атаки «Факела». Прерывал он, надо сказать, не всё и не всегда удачно. По данным WhoScored, всего предпринял 9 попыток отбора, 6 из которых завершились удачно. В целом, для полузащитника, у которого оборонительная функция является второстепенной, это хороший показатель. Более того, никто не предпринял попыток отбора больше, чем россиянин.
И всё-таки почему именно на него легла эта обязанность? Из-за роли Кастаньо, с которой колумбиец, как кажется, не совсем справился. Он должен был исполнить то, что делал в матче против «Зенита» Черников – подниматься выше, осложнять или попросту перерезать продвижение противника, однако для этой роли Кастаньо не доставало агрессии и пластичности россиянина. Кевин – другой игрок, не заточенный под резкие передвижения. Его основные качество – это начало атак, надёжность и насыщение мячом игроков, находящихся в финальной трети поля. Неудивительно, что колумбиец находится в топе именно по последнему показателю. Процент точности в финальную треть поля у Кастаньо составил 94%, в то время как у Кривцова – 68%.
По большому счёту, с точки зрения статистики, всё перевернулось. У россиянина, тяготеющего к атаке, должен быть выше процент точных обостряющих передач, а у колумбийца, нацеленного на продвижение из глубины, – процент перехватов, однако – нет. Игроки исполняли роли, которые не были для них привычными, но, привыкнув и уверенно почувствовав себя на поле, полномерно завладели центральной зоной. Показатель владения, за который традиционно отвечает полузащита, говорит сам за себя – 70% на 30% в пользу «чёрно-зелёных».
Можно говорить и о том, что «Факел» 19 апреля был крайне слаб. Подопечные Ташуева не сумели пройти даже через разреженный центр южан, а через фланги, как кажется, не пытались. Является ли это проблемой для подопечных Мусаева? Нет, проблемы аутсайдера лидеров не волнуют. Тем более, у «Факела» были отличные возможности хотя бы подойти к воротам Сафонова – в начале встречи или к 70-й минуте, когда полузащита «Краснодара» откровенно подсела. Этими пробелами в тактике «Факел» воспользоваться не сумел, получив два безответных мяча.
А вдобавок, встреча показала: безальтернативных игроков в полузащите «быков» всего два – это Сперцян и Черников. Футболисты уникальные и системообразующие для «чёрно-зелёных», а вот за третью позицию будут бороться именно Кастаньо и Кривцов. Опыт их совместного использования показал, что они не всегда способны в должной степени насыщать центр именно с точки зрения обороны, а вдобавок, не до конца используют свой атакующий потенциал. Данные проблемы сводит на нет присутствие Александра Черникова, который, по всей видимости, вернётся в состав уже в ближайшем матче против «Балтики».
Кади, Кайо, Са и… Кордоба – южноамериканский бенефис в Краснодаре
Спокойной и уверенной эту победу сделали во многом именно легионеры «быков» из Южной Америки. Игроки флангов, Кади и Са, наконец, сумели показать в высшей степени качественную игру. Атаки в финальной трети строились именно через правого и левого инсайда. В первом тайме бразильцы неизменно создавали всю опасность у ворот Гудиева, продолжив это делать и после перерыва.
Са на скорости прорывал фланг, Кади со своим смещённым центром тяжести обыгрывал оппонентов, позволяя Олусегуну регулярно прорываться на свободное пространство за спинами защитников «Факела». Оба игрока – лидеры по обводкам: у Кади – 4 успешных попытки, у Са – 5 вместе с забитым голом, позволившим всему стадиону «Краснодар» сбросить скопившееся напряжение. Южане в буквальном смысле додавили воронежцев усилиями бразильцев.
Слово «додавили» идеально подходит к Джону Кордобе, проявившему себя в этом матче, несмотря гол+пас, двояко. Он не реализовал стопроцентный момент после прохода Са и передачи на пустые ворота, в первом и начале второго тайма был крайне пассивен, однако сумел забить. Одна проблема: гол отменили из-за игры рукой колумбийца. Не обращая внимание на советы судьи, Кордоба руки не опустил и уже через несколько минут отобрал мяч в чужой штрафной, после чего всё-таки отправил мяч в сетку ворот и установил окончательный счёт – 2:0.
Карт-бланш на разбазаривание моментов «Краснодару» выдала оборона. В частности – Кайо, который стал лучшим по многим показателям. Бразилец – лучший по количеству выигранных единоборств (16), лучший по количеству выигранных верховых единоборств (6), лучший по количеству выигранных единоборств в обороне (14) и лучший по перехватам (5). Проще говоря, в защите «быков» Кайо был действительно лучшим – сильный матч, где защитник стал одной из причин уверенной игры «быков».
Так что не знаю, что играло в раздевалке после победы «чёрно-зелёных», но надеюсь, что-то южноамериканское. По крайней мере, игроки этого своей игрой совершенно точно заслужили.
Чемпионская гонка Шрёдингера
По всей видимости, «Краснодар» – это своеобразные агностики от мира РПЛ, так как они не могут ни подтвердить, ни опровергнуть существование чемпионской гонки. Тренеры намеренно абстрагируются от этого вопроса, говоря о том, что их интересует исключительно игра команды. Это не выдумки, это – слова Мурада Мусаева на послематчевой конференции.
– Не думаю о чемпионской гонке. Для меня всегда главное – качество игры «Краснодара». В матче с «Факелом» оно было хорошим и совпало с результатом, – уверяет специалист.
Можно ли с подобным отношением действительно претендовать на чемпионство? Наверное, можно, если ставить перед командой среди целей не только «хорошую игру», но и результат, чего руководство клуба, по всей видимости, не требует, подтверждая вечный тезис Галицкого о том, что итог чемпионата, в целом, неважен. Главное – наслаждение от игры, которое, видимо, намного выше, чем наслаждение от побед.
Так что над «Краснодаром» сейчас в буквальном смысле ставится эксперимент. «Быки» превратились в того самого кота Шрёдингера, находясь в чемпионской гонке, но при этом отрицая её.
А слова Мусаева «посмотрим, где мы окажемся в конце сезона» – говорят лишь о двух итогах этого мысленного эксперимента. Подойдя к концовке чемпионата, они могут как обнаружить себя в золотых медалях, так и понять, что те самые золотые медали упущены, хотя ещё недавно были так близки. Однако любой из вариантов скажет об одном: чемпионская гонка существует и влияет на клуб, несмотря на то, что от разговоров о ней представители клуба стараются так настойчиво спрятаться в своём информационном вакууме.