Атмосфера матча «Краснодар» – «Зенит» чувствовалась задолго до стартового свистка. За полтора часа до игры на конечной остановке 20-го трамвая вышло по меньшей мере 30 человек – в шарфах, футболках, проще говоря, с разнообразной атрибутикой «Краснодара». И чем ближе к стадиону, тем больше перед глазами возникали «чёрно-зелёные» цвета. Хотя кое-где мелькали сине-бело-голубые, которые выглядели скорее небольшой погрешностью в этом чёрно-зелёном море.
Фанатов было действительно много, что подтвердит в дальнейшем упрямая и непреложная статистика – 35 тысяч человек посетили «решающую» игру. Столицу Юга раздирали два понятия, которые неизменно идут рука об руку – ажиотаж и аншлаг.
*
Фанаты за стадионом выглядели разрозненно. Сбивались в кучки, то и дело запевая в разных концах парка «Вперёд, быки», и искали наименьшую очередь на входе. Однако на самой спортивной арене менялось всё: люди забывали о мелких проблемах, становясь частью чего-то большего и единого. Ещё бы! Ведь для того был отличный повод – борьба за первое место в таблице.
В честь этого даже состав у «Краснодара» был выбран иной – почти праздничный. Просто как ещё можно назвать выход в стартовом составе Кевина Кастаньо? До этого колумбиец провёл кубковую игру против «Химок», затем вышел из-за повреждения Кривцова с «Локомотивом» и 25 минут провёл на поле против «Пари НН». По всем показателям полузащитник не был ключевым для команды, однако удивлять Семака чем-то надо было и это – одно из нововведений Мусаева.
Несколько текстов назад тренерскому штабу задавался важный вопрос: как уместить на поле двух схожих игроков – Черникова и Кастаньо? Ответ был получен в недавней встрече, и он удивил, кажется, всех. Воспитанник «Краснодара» вместо привычной игры в опорной зоне поднимался выше, агрессивно прерывая атаки питерцев. Он совершил больше всех отборов (3) и перехватов (7) в течение игры, обойдя по этому показателю и полузащитников, и защитников обеих команд. Александр выиграл больше всех единоборств (83%) и пробежал больше всех в составе «быков» – почти 10 километров. Вдобавок, помимо совершенного убийства атакующего потенциала «Зенита» в 1-м тайме, игрок не позволял себе серьёзных обрезов и продвигался вперёд, временами забирая на себя и разыгрывающие функции.
Пожалуй, если бы результат для южан был более удачным, то вопрос о лучшем игроке матча вряд ли бы стоял. Новая позиция полузащитника удивила всех – даже, по всей видимости, Кевина Кастаньо. Он обрёл себя и провёл лучший матч в футболке «Краснодара», дирижируя атаками из глубины, о чём говорит статистика. Полузащитник сделал больше всех передач с точностью в 97%. Примечательно, что его ближайшим преследователем по этому показателю стал именно Александр Черников. Такое расположение футболистов – одна из удач Мусаева и то, чего не смог (или не успел) сделать Ивич. В связи с этим есть ощущение, что Кастаньо, вероятнее всего, в той же роли, мы будем видеть намного чаще.
К слову об Ивиче. Его наработка с Батчи и Олусегуном на флангах обороны была частично использована Мурадом Олеговичем. Почему частично? Потому что окончательно схему «Краснодара» в этом матче установить не представляется возможным. Это были 4-4-2 в атаке, переходящие в 3-5-2 в обороне. С фланга Олаза уходил в центр обороны, а на место латералей опускались недавние инсайды – Батчи и Олусегун.
Затея первоначально казалась очень сомнительной, но в первом тайме именно она приводила к опасным моментам у ворот «Зенита». Подключившись к атаке, единственный мяч забил Олаза, внезапно оказавшийся в чужой штрафной. Однако гибридная схема давала свои плоды в первые 45 минут – она же сгубила «Краснодар» уже после перерыва.
Ведя 1:0, «быки» чувствовали себя весьма уверенно. В первом тайме, кроме ситуативного давления и удара Педро, «Зенит» не создал ничего – в том числе из-за того, что просто не мог понять, как пройти мимо Черникова и как справиться с насыщенностью краснодарской обороны. Схема работала весь первый тайм – это, возможно, лучшее, что вообще делал Мусаев в своей краснодарской карьере! В ограниченных условиях он всецело переиграл Семака, а дальше об изменениях начал думать и Сергей Богданович.
Во втором тайме тренер питерцев не стал бить тараном через центр, а просто выпустил Артура, который насытил левый фланг атаки и тем самым решил исход встречи. В течение 18 минут второго тайма в ворота «Краснодара» влетело два почти идентичных гола. Игрок пользуется пространством на фланге, убирает защитника и отправляет мяч в дальний угол Сафонова.
Ни тот, ни другой момент не были стопроцентными, от того пропущенные мячи выглядели совершенно необязательными. Их словно просто не должно было существовать, однако футбол – это вещь с трудом поддающаяся логике – вот и в этом матче, где решалась судьба первой строчки, её не было.
Стадион, в течение первых 45 минут находившийся в тревожном возбуждении, поник к 63-й. Сердце, полное надежд, разбилось, а в игре что-то сломалось – как в схеме, так и в самих болельщиках. Арена «Краснодар» затихла, хотя на ней и находилось более 35 тысяч человек…
*
Зато всё вернулось на круги своя в концовке встречи, где традиционно эмоции превалируют над здравой оценкой ситуации. Любой полуподход сопровождался всеобщим вздохом трибун и разочарованным выдохом. При этом, помимо знакомого каждому фанату гула стадиона, начала доноситься такая нетипичная для «чёрно-зелёных» агрессия.
Это случилось на фоне столкновения Михаила Кержакова и Хуниора Алонсо в добавленное время. Голкипер «Зенита», пытаясь сыграть не перехвате, влетел в защитника «Краснодара», однако нарушения зафиксировано не было. Решение арбитра вызвало большое количество споров, которые, к сожалению, на результат матча никакого влияния не окажут. Тем более, что единого мнения не могут высказать даже судьи.
Игорь Федотов, например, уверяет, что пенальти не было. Однако ровно такой же фол, без ВАРа и всей благочестивой бригады, назначили в матче «Волгарь» – «Тюмень» 13 апреля в Первой Лиге. Схожий эпизод случился и с самим Михаилом Кержаковым в 2021 году – в матче с «Ростовом» влетел в воспитанника «Краснодара» Комличенко. 11-метровый также не был назначен, но решение судейской бригады ЭСК тогда признала ошибочным.
И всё же нельзя подводить одну ситуацию под правило. Уверен, будет найдено то, что объяснит решение Иванова, но можно с уверенностью заявить, что ничего не сможет полноценно убедить большую часть болельщиков «Краснодара». Общее мнение «быков» выразил Мурад Мусаев на послематчевой пресс-конференции.
– Ужасный матч со стороны арбитра. Сначала даешь играть жестко, а потом стал свистеть ерунду. Я не понимаю решений. Они не выходят из логики. Судья провалил матч. Поплыл, – заявил Мусаев на пресс-конференции.
Были ли у него поводы для такого высказывания? Конечно, были, ведь важный матч подразумевает накал и почти неизменно приводит к ошибкам или решениям, которые совершенно точно будут казаться ошибочными. Вот и ситуация с фолом Кержакова – это яркий пример второго.
Официально экспертно-судейская комиссия прокомментирует решение Сергея Иванова уже в скором времени. «Краснодар» обратился в ЭСК с целью разъяснения трактовки некоторых эпизодов. Правда, даже в случае признания ошибки, это принесёт лишь посредственное удовлетворение. Счёт не исправить, а «Зенит» в 4-х очках отрыва.
*
Со стадиона люди выходили поникшими. Если ещё точнее подбирать слова, опустошенными. Злость, которая вполне логично появилась даже в самых безобидных фанатах, осталась на стадионе. На улицу болельщики выходили без каких-либо эмоций. Их фразы сводились к тому, что «Краснодар» – хорошая команда. Хорошая команда, которой осталось лишь побеждать и надеяться на ошибку «Зенита».
Наверное, в голове у многих засел слоган «Нам хватит сил стать теми, кто всё изменит», вывешенный на фанатской трибуне. И первый тайм не то, что подарил надежду, а истинно показал: это возможно, потому терять победу было настолько больно. Проходя через безразличных стюардов, болельщики делились своими мыслями либо с друзьями, либо с семьями. Незаинтересованных или случайно зашедших зевак на стадионе попросту не было: «Как можно упустить это? Как можно не дать пенальти?». Эти и многие другие вопросы раздавались в пустоту и с течением времени становились наиболее отдалёнными.
Одна ступенька, вторая – и вот уже нет того волшебного единства, что было на стадионе. Из этой кипящей массы болельщики выходили на спасительную улицу, которая их разъединяла. Единство исчезло, и люди поодиночке уносили с собой вполне объяснимое разочарование. Отрыв от «Зенита» серьёзно вырос, однако даже этому не по силам убить маленькую надежду, оставшуюся в Краснодаре. Ведь баннер на трибуне гласил «Нам хватит сил стать теми, кто всё изменит». И это всё ещё возможно – «главное верить в то, что делаешь».