Информация о катастрофе была засекречена до 1989 года.
Впервые СССР провёл успешное испытание межконтинентальной баллистической ракеты в 1957 году под руководством главного конструктора Сергея Королева. В тот период были созданы разработки МБР Р-7, однако они не получили одобрения от военного ведомства. Однако из-за космической гонки с США и обострения международной обстановки Совет министров СССР принял решение продолжить создание ракет на опасном топливе. Испытание новаторской Р-16 были запланированы на 1961 год.
Пуск готовили на территории Казахской ССР на полигоне Тюратам. Вопреки правилам безопасности испытания решили провести раньше срока. Однако спешка отвернулась страшной трагедией. 24 октября 1960 года стало одним из самых страшных дней в истории отечественной космонавтики.
Процессом запуска ракеты руководили замминистра обороны СССР Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин и конструктор ракетно-космических комплексов Михаил Янгель. Несмотря на то, что изобретатели утверждали об устранении всех недочётов в конструкции, всё пошло не по плану ещё в начале. За полчаса до официального старта у ракеты самопроизвольно заработал главный двигатель, что привело к возгоранию топливных компонентов и масштабному взрыву.
Огонь стремительно охватывал территорию космодрома, унося за собой десятки жизней. По официальным данным, в тот день на Байконуре погибли 74 человека, в том числе и руководитель испытания Митрофан Неделин. Данные о катастрофе держались в строгом секрете на протяжении 30 лет, генерала признали погибшим в авиакатастрофе, которой на самом деле не было, а с родственников взяли расписку о неразглашении.
Эксперты пришли к выводу, что техника безопасности была грубо нарушена из-за спешки. Наказание так никто и не понёс, так как виновники трагедии погибли в тот день во время пожара.
Ранее жители Тульской области сообщили о 10 мощных взрывах. По предварительным данным, силы ПВО нейтрализовали вражеские БПЛА.
