В районе Витаминкомбината растут жилые массивы, но они отрезаны от остального города железной дорогой. Ближайший безопасный переход — в трех километрах от микрорайона. За сутки на перегоне проходит 130 поездов. Местные жители протоптали тропинку через ж/д-пути. В этом году электрички там сбили насмерть двух человек. Для железнодорожников это сухая статистика. Корреспондент «Краснодар 24» Алексей Величко разбирался, сколько еще должно погибнуть людей, чтобы в районе Витаминкомбината все-таки установили оборудованный переход через железнодорожные пути.
На этих путях каждый день рискуют жизнью. Вокруг жилые массивы и большие торговые центры, а перехода через железную дорогу нет. С двух сторон установлены соответствующие знаки, однако их наличие мало кого останавливает.
— Вы знаете, что нарушили?
— Знаю! Нарушала, ходила и буду ходить!
Такая позиция — не принципиальность, скорее, безысходность. Раньше пути находились за пределами города. Но за последние 20 лет Краснодар разросся. Жилые массивы окружили ж/д пути с обеих сторон.
«Я жила здесь в детстве, здесь прошло мое детство. В то время был здесь только этот поселок. Может быть, там, но это не связано было, Дзержинского не было, у нас даже дороги практически не было на Дзержинского. Был наш поселок, все шли сюда. Я не помню, чтобы были у нас в то время такие трагедии», — говорит Наталья Елфимова, местный житель.
«У нас получается так, что мы за два часа выходим, чтобы нам добраться до «Красной площади», чтобы там на тренировку ходить. Три раза в неделю ходим. Нам приходится так. Переходим мы, потому что здесь близко и удобно. А обойти — получается, что мы будем еще полтора часа терять», — объясняет Неля Скворцова, местный житель.
«Между шпалами камни, да и рельсы достаточно высокие. Потому, переходя ж/д полотно, я стараюсь смотреть под ноги, чтобы не упасть и не вывихнуть стопу. Все внимание направлено вниз. И конечно, забываются простые правила: переходя дорогу, посмотреть налево и направо. А теперь предположим, что я местный житель. Мне нужно попасть на остановку, но я не хочу нарушать правила. Сейчас наша съемочная группа отправляется к ближайшему оборудованному переходу пешком. Мы прошли около двух километров, потратили на это 40 минут. Вот это — безопасный ж/д переход. В этот раз я не смотрю под ноги, смело иду вперед и у меня есть возможность не отвлекаясь посмотреть по сторонам, не приближается ли поезд. Теперь обратно к остановке», — рассказывает Алексей Величко, корреспондент.
Возможно, сэкономить время хотела и 14-летняя девочка, которая в середине января здесь, в районе Витаминкомбината попала под колеса поезда. Беда заставила многих местных жителей задуматься. Дочь Ирины Горбачевой дружила с погибшей школьницей. Эта потеря стала настоящим ударом для всей семьи.
«Была необходимость, могла ходить каждый день, а сейчас просто страшно ходить, запрещаю и родственникам всем, особенно детям, туда ходить. Я проживаю в этом районе, приходится выходить на Ростовское шоссе. Это немного неудобно, потому что железные дороги открытые, отсутствует всякая безопасность. Приходится вызывать такси, чтобы доехать до какого-либо магазина», — говорит Ирина Горбачева, местный житель.
Через 10 дней после гибели девочки буквально на том же самом местепоезд сбил мужчину.
Гибель двух людей все же заставила обратить на себя внимание железнодорожников. Правда, по их словам, чтобы оборудовать переход, сначала нужно определить его статус. Он присваивается исходя из количества пешеходов и поездов, проходящих в одном месте за сутки. Существует три категории, которые различаются оснащением: просто дорожка на уровне рельс, переход средней проходимости и серьезная конструкция со светофорами, ночным освящением и ограждениями. Для этого участка больше всего подходит второй вариант. Строительство такого перехода обойдется в девять миллионов рублей.
«Нужно выйти на место, определить и узаконить переход. В 2017 год мы закладываем в план здесь обустройство пешеходного перехода. То есть, план мы даем в службу, в Москву. Эти данные мы отправили, но примут ли это решение и подтвердят ли нам, это еще вопрос открытый», — прокомментировал Илья Гринев, главный инженер Тимашевской дистанции пути.
Пока ждут ответа и финансирования из столицы, у опасного участка дежурят сотрудники транспортной полиции. Они выходят в рейды, чтобы предотвратить возможные смерти. Переход в неположенном месте — это административное правонарушение, штраф 100 рублей. Но транспортная полиция больше действует уговорами.
«Планируем добиться понимания от граждан, что все-таки необходимо сохранять свою жизнь, что не стоит нарушать правила безопасного нахождения на объектах повышенной опасности», — прокомментировала Ольга Педаева, начальник ПДН краснодарского ЛУ МВД на транспорте.
За прошлый год на перегоне Краснодар-2 — Витаминкомбинат погибли восемь человек, четверо пострадали. Причиной смерти становится не только столкновение. Даже стоять вблизи движущегося поезда опасно. Человека затягивает под колеса воздушная волна. В случае опасности остановить поезд мгновенно невозможно — тормозной путь может составить полкилометра.
«В случае, если мы замечаем пешеходов, перебегающих через ж/д пути, мы подаем сигналы большой громкости. В случае необходимости применяем экстренное торможение для предотвращения наезда или травмирования. Например, под станцией Краснодар люди с их рынка перебегали в наушниках, что очень опасно. Уши заткнут, музыку слушают и ничего не слышат, никаких сигналов. Лишь применив экстренное торможение, удалось предотвратить травмирование девушки», — расказал Сергей Шапаров, машинист.
Протяженность ж/д путей от вокзала Краснодар-2 до Витаминкомбината составляет 10,5 километра. На этом расстоянии всего два оборудованных перехода, а несанкционированных — порядка 30. Дежурить круглосуточно у каждого из них полицейские просто не смогут, поэтому надеяться нужно только на себя.