Любые разговоры, а тем более бравада ядерным конфликтом в условиях новых разгорающихся военных столкновений не вызывает ничего кроме оторопи. Атомные удары по городам Японии - Хиросиме и Нагасаки - показали всему миру смертоносность использования оружия такого масштаба. Американские бомбы «Малыш» и «Толстяк» унесли жизни нескольких сотен тысяч мирных граждан Страны восходящего солнца всего за несколько минут.
Окончание ядерной гонки двух сверхдержав ознаменовалось заключением договоров и соглашений о контроле ЯО. Лидеры полагали, что, опустошив ядерные арсеналы, странам удастся добиться мира. Но спустя десятилетия прежние договоры и соглашение разорвали, а ракетные шахты снова приводят в готовность. Быть может, гарантия мира не в том, чтобы избавиться от ЯО, а, наоборот, вооружиться им..?
Предложение президента РФ Владимиром Путиным о дератификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) поддержала нижняя палата парламента. Ее председатель Вячеслав Володин нашел такое депутатское единодушие символом «большой консолидации». По-другому отреагировать на предложение главы государства было нельзя.
Формальной причиной отзыва ратификации ДВЗЯИ стали действия (вернее, бездействие) США. Официальный представитель Вашингтона при ООН призвал парламентариев воздержаться от принятия законопроекта. При этом сами Штаты подписали, но не ратифицировали Договор, ровно как Китай и Израиль. В данной ситуации Путин счел правильным зеркально ответить именно Штатам. Володин сослался на обеспечение национальной безопасности.
Отзыв ратификации ДВЗЯИ, по сути, ничего не поменяет - Россия встанет в одну юридическую позицию вместе с другими странами, включая США. Сейчас это скорее демонстрационный жест. Хотелось бы назвать законопроект «шагом» в сторону обеспечения собственной безопасности, но Путин сам сказал, что дератификации «будет вполне достаточно». Не нужно спорить с президентом.
Вопреки опасениям и зарубежных граждан, и некоторых наших соотечественников, даже полный выход из ДВЗЯИ не предполагает начала ядерных испытаний. Мораторий на них, подписанный еще Борисом Ельциным, все еще продолжает действовать. В силе он останется до тех пор, как выразился первый президент РФ, пока «такой мораторий, объявленный другими государствами, обладающими ядерным оружием, будет де-юре или де-факто соблюдаться ими».
Не стоит забывать, что, по сути, ДВЗЯИ не вступил в силу. Из необходимых для этого 44 стран, подписавших и ратифицировавших его, свои обязательства выполнили только 36 государств. Потому повторюсь: никаких предпосылок к началу проведения испытаний ЯО у России не появляется, но…
Чтобы избежать применения ядерного оружия, необходимо наличие ядерного оружия. В военном противостоянии сверхдержав, обладающих ЯО, не выиграет никто, потому что с высокой долей вероятности одна из сторон не удержится и нажмет красную кнопку. Очевидно, запуск ядерных боеголовок похоронит не только большую часть населения участников конфликта, но и прежний мировой порядок. Возможность применения ЯО пугает номенклатуру, где бы она не сидела. Бряцать бомбами - это одно, а забивать коды запуска ракет - это уже совершенно другое. И я уверен, что какими бы проходимцами не были наши заокеанские соседи, они не решатся первыми нанести удар, не ожидая ответных мер.
Ядерный паритет - основа диалога для равных. В советское время, в разгар Холодной войны, в России была создана система «Периметр», в Европе и США также известная как «Мертвая рука». Название символически отражает смысл работы сверхсекретного механизма: автоматический запуск ЯО без участия человека. Проще говоря, если отечественные ПРО не смогут уничтожить неприятельские ракеты, и боеголовки ликвидируют трех обладателей «ядерных чемоданчиков» (начальника Генштаба РФ, министра обороны и президента) «Периметр» приведет в действие оставшиеся ракеты и направит их в направлении неприятеля. Это не щит, а возмездие, которого врагу не избежать. К сожалению, миллионам погибших от ядерных ударов врага россиян уже будет безразлично, что страну противника постигла такая же судьба.
Баланс нужен даже в количестве представляемых угроз. Думаю, вы и сами понимаете, что сейчас главный оппонент России на «ядерной арене» - США. Еще со времен Холодный войны Москва и США пытались разоружиться. Но известная черномырдинка, мол мы будем уничтожать наше ядерное оружие вместе с Америкой, так и осталась басней. В ядерной гонке Вашингтон вырвался вперед, отчасти благодаря наивности советского и российского руководства. Еще один, уже почти забытый Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД), подписанный еще Михаилом Горбачевым, утратил силу еще в 2019 году. Инициировал процедуру выхода из соглашений бывший тогда президент США Дональд Трамп, обвинивший Россию в нарушении его пунктов. Путин ответил зеркально и разорвал договорённости. И поделом.
Заявления руководства НАТО и США, что они не планируют размещать ядерные боеголовки на территории Европы, уже тогда звучали смешно (зачем тогда Вашингтону понадобилось выйти из Договора о РСМД?), но осенью 2023 года мы можем быть уверены в том, что ракетные шахты в странах Старого Света в любую секунду готовы осуществить пуск.
Насколько далеко Россия смогла подобраться к Штатам - неизвестно. Такие заявления не делаются публично. Москва и Вашингтон должны были приставить ножи к горлу друг друга - обливаться потом, перебирать рукоять дрожащими пальцами, но, уверен, никто бы не рискнул начать резню первым. С перерезанным горлом упали бы оба. Есть ли такой нож в руках России - информация под грифом «Совершенно секретно». Пока что мы видим одно: перед нами стоит Дядя Сэм и хвастливо перекидывает холодное оружие в своих руках, а сзади нас - товарищ в нефритовой броне с большим гуань дао в руках. Отомстить мы всегда и при любых обстоятельствах сможем, а вот защититься…