Краснодар признали самым автомобильным городом страны.
На тысячу человек у нас 437 машин против 417 в Москве. Чтобы город справился с таким транспортным потоком, в Краснодаре строятся дороги и новые парковочные места – в частности, платные муниципальные парковки.
Водители относятся к ним неоднозначно. Но в ситуации, когда дорог не хватает, а транспорта все больше, без ограничительных мер не обойтись.
В конце минувшей недели всех автовладельцев пригласили на встречу с главой Краснодара. Свои замечания по поводу работы платных муниципальных стоянок можно было высказать лично Владимиру Евланову. На встрече также присутствовали руководители департамента транспорта, представители ГИБДД и компании «Городские парковки».
В зале те, у кого накипело, и слово предоставили всем. Студенты, бизнесмены, пенсионеры и офисные работники – к микрофону выстраивались на протяжении трех часов. Тема, которая, казалось бы, не оставила равнодушных и примирила даже ярых оппонентов – и коммунистов, и единороссов, и людей далеких от политики.
– Стоимость парковки – 30 рублей в час, – заявил один из выступающих. – Несложными расчетами мы можем увидеть, что офисный работник должен из своего кармана из своей зарплаты около 30 000 рублей 6,5 тысяч рублей в месяц отдать за парковку. Естественно, это непосильно, это нереально.
Одни просили снизить тариф до символических 10 рублей в час. Другие – продлить бесплатный простой с 15 минут до двух часов. Третьи считают, что платными нужно делать только новые парковки, и строить их с запасом на перспективу.
Дешевый тариф и бесплатное «окно» количество машин не уменьшат, – говорят в департаменте транспорта и организации дорожного движения. А суровая действительность такова, что Краснодар рулит в сторону автомобильного коллапса. Город строился из расчета максимум 200 машин на тысячу населения – сегодня этот показатель уже вдвое больше.
– Найти инвестора, снести здания, заплатить огромное количество денег и построить 100-этажную парковку, которая будет востребована и на нее будут ехать все автомобилисты в центре, – сообщил заместитель руководителя департамента транспорта Владимир Архипов. – Так? Допустим, мы с вами это сделали, но поймите, чем больше в центральной части города вы делаете бесплатных парковок – это лишний стимул для повышения уровня автомобилизации и въезда в центр.
Разные страны по-своему решают эту проблему: вводят высокий налог на приобретение «железного коня», делают платными дороги в центре города. Три года назад Краснодар сформулировал свое комплексное решение. Наряду с развитием дорожной инфраструктуры город намерен отдать приоритет пассажирам общественного транспорта: выделенные полосы движения, обновление подвижного состава и четкий график движения по маршруту. Платные парковки для личного автотранспорта – мера непопулярная, но вынужденная.
– Главная идея создания платных парковок – создать условия для того, чтобы люди, в том числе из материальных соображений, переходили на общественный транспорт, – рассуждает глава Краснодара Владимир Евланов. – А если они используют свой личный транспорт, заведомо знать о том, что парковка на напряженных улицах города будет платной. Это дороже обходится. Это должно быть как стимул к тому, чтобы развивать общественный транспорт, делать его доступным и переводить людей на пользование общественным транспортом.
С другой стороны, эффект от платных парковок в центре города уже оценили и сами водители. Так с появлением паркомата на улице Буденного оборачиваемость машин там увеличилась в разы, а значит, появилась возможность найти свободное место у Театральной площади.
Коснулись и тонкостей бюджета. Компании «Городские парковки» создание одного паркоместа обходится в 50 тысяч рублей. Сюда входит и благоустройство площадки, приобретение, установка и обслуживание оборудования, и зарплата персонала. Сейчас все муниципальные стоянки 24 часа в зоне видимости центрального диспетчерского пункта. С операторами можно связаться, позвонив на горячую линию или нажав кнопку громкоговорящей связи. На все это городская казна не тратит ни рубля, но и получает только 10% прибыли, остальное – забирает инвестор. После того, как проект окупится, вся инфраструктура перейдет в собственность города.
Но платить за парковку клиенты не спешат. Чтобы отлавливать «зайцев» на парковках без шлагбаума, Краснодару даже пришлось разработать хитрую технологию. По городу курсируют машины контролеров, регистрируют номера и сверяют их по специальной базе.
Впрочем, жаловались автолюбители и друг на друга. Жильцы некоторых многоэтажек оказались забаррикадированы в собственных дворах. Все из-за того, что придворовую территорию используют как альтернативу платной стоянке.
В департаменте транспорта предупреждают – уже в этом году штрафы за нарушение правил парковки поставят на поток. Для этого в центре города будут курсировать дополнительные мобильные комплексы видеофиксации.
– Когда у нас появятся возможности видеофиксацию делать – это хорошо, – сказал Евланов. – Сегодня сконцентрируйте у нас есть десяток мест в городе, где при наличии платных парковок люди паркуются, как угодно, а парковки стоят пустые как демонстрация нашей немощи. Отработайте неделю на одной, неделю – на другой. Это все быстро передается, и как только наведете порядок, там перестанет вот это столпотворение быть.
Дисциплина будет лучше, когда и на дороге, и на парковке будет демократия, – говорят водители со стажем. Делиться с дорожным фондом не так обидно, если знаешь, что все в одной лодке.
В районе краевого суда, как и везде в историческом центре города, паркоматы тоже планируются, обнадежили население. Предмет для бурного обсуждения – парковки возле медицинских центров. Если они бесплатные – то места еще с утра оккупирует транспорт сотрудников соседних рынков и учреждений. А если платные – бьют по карману пациентов.
Что касается инвалидов, они муниципальной парковкой могут пользоваться бесплатно по специальной карте. Но как оказалось, знают об этом не все.
– Все инвалиды могут обратиться к нам – в департамент транспорта на улице Северной, ТЦ «Кристалл», шестой этаж, – сообщил заместитель руководителя департамента транспорта Владимир Архипов.
– Вы давайте не так, – возразил глава Краснодара Евланов. – Ну, что они будут на шестой этаж к вам в офис идти? Надо в нашей сети там, где производится продажа билетов в нескольких местах организовать именно пункты выдачи этих документов для парковок инвалидов. Вот записать, и на следующей неделе решить.
Из зала подсказывали и стратегические решения. Например, регулировать места общественного притяжения с помощью высоких налогов для офисных помещений в центре города. При этом должна быть возможность получать госуслуги по месту жительства. Все идеи и замечания в мэрии обещали проанализировать и скорректировать работу муниципальных парковок.