Но не все изменения заметны из пассажирского кресла. Больше всего рады новым техническим характеристикам в депо. Двигатель в новых машинах стал легче по весу, проще в обслуживании и надежней на маршруте - но, главное - экономичнее на треть. Когда электроэнергия дорожает - это очень важно. Важное преимущество новой техники, кроме того, - низкий пол и специальное устройство для вьезда инвалидов-колясочников.
Повышенный комфорт, который должен стать нормой для общественного транспорта, оценили губернатор Кубани Александр Ткачев и мэр Краснодара Владимир Евланов. Они провели "строевой смотр" новобранцев, которым только предстоит выйти на линию. Любопытно, что эти трамваи оборудованы системой рекуперации - они не только берут энергию из контактной сети, но и возвращают обратно при торможении, а это дополнительная экономия.
Про трамваи, прошедшие капитально-восстановительный ремонт можно сказать "старый друг не хуже новых двух". Эти экземпляры теперь пенсионерами назвать язык не повернется, а ведь за плечами "рогатых" по 30 лет стажа. Три года назад ремонт краснодарского трамвая наладили на Тихорецком заводе. Старую технику разбирают, как говорится, по винтику, чтобы собрать заново. В итоге меняется до 85 % деталей. Получается практически новая модель, которой тоже есть чем похвастаться: экономичность и надежность двигателя, кондиционер для водителя, затемненные окна, нескользкий пол, информационные табло, усиленный подогрев салона. Не предусмотрен разве что низкий пол - ходовая тележка пожалуй, единственная родная деталь в обновленном вагоне, - не позволяет этого сделать. Зато обходится восстановленный трамвай на треть дешевле нового. Полную модернизацию в этом году прошли 8 трамваев.
Жалоб на новую технику у водителей нет, а предложение одно - побольше бы таких трамваев. Еще одно требование краснодара - кондиционеры. Сейчас все новые и реконструированные трамваи оснащены кондиционером кабины водителя. Охлаждение салона трамваев - производители только осваивают - разрабатывают специально по заказу Краснодара. Однако, по словам Владимира Евланова, к лету следующего года, и нынешние новые и реконстрированные, будут дооборудованы контролем климата - разработчики уже подтвердили такую возможность.
Сейчас краснодарцев развозят 260 вагонов. Планируется что за несколько лет примерно половина из них пройдет капитально-восстановительный ремонт. Еще 105 новых вагонов для краевого центра будет закуплено на условиях софинансирования. 100%ная модернизация парка общественного транспорта предусмотрена до 2017 года. Средства на это заложены в краевую целевую программу "Краснодару - столичный облик", принятую по инициативе губернатора Кубани.