Участники круглого стола обсуждают, как защитить добросовестных покупателей от «жертв мошенников» и «бабушкиных схем», не лишая поддержки пожилых продавцов.
Проблему так называемых «бабушкиных схем» на рынке недвижимости обсудили 20 ноября на круглом столе в Госдуме, организованном Комитетом по строительству и ЖКХ. Речь идет о случаях, когда пожилые продавцы после сделки заявляют, что стали жертвами телефонных мошенников, а затем в суде требуют вернуть квартиру.
По данным участников, доля решений в пользу таких продавцов растет. Это приводит к ситуации, когда добросовестные покупатели остаются и без квартиры, и без средств.
По подсчетам Управления Росреестра по Москве, за три года зафиксировано около 130 случаев, когда сделки, совершенные под влиянием мошенников, были оспорены и повлияли на записи в ЕГРН. МВД сообщило о росте числа продаж квартир по указке аферистов с 2024 года. Это связывают с ужесточением контроля в банковской сфере и переключением мошенников на недвижимость.
По данным следственного департамента МВД, в 2024–2025 годах под влиянием злоумышленников было продано 75 квартир в Москве, 70 — в Санкт-Петербурге, 38 — в Московской области, 34 — в Новосибирской и 22 — в Челябинской областях.
Статистика судебных решений, по информации, представленной на круглом столе, выглядит так:
-
примерно в 41% случаев сделки признаются недействительными, а покупатели остаются и без жилья, и без денег;
-
еще в 39% суды также признают договор недействительным, но применяют двустороннюю реституцию — квартира возвращается продавцу, а покупателю должны вернуть уплаченную сумму;
-
около 20% исков «жертв мошенников» отклоняются, и право собственности сохраняется за покупателем.
Замруководителя Росреестра Алексей Бутовецкий предложил закрепить в судебной практике и разъяснениях Верховного суда принцип: запись о переходе права собственности в реестре должна отменяться только при фактическом возврате денег покупателю. По его словам, это соответствовало бы норме Гражданского кодекса о встречном исполнении обязательств и исключало ситуации, когда квартира уже возвращена продавцу, а денежные средства так и не возмещены. Судья Верховного суда Татьяна Вавилычева поддержала подход, при котором до возврата средств имущество фактически находится в залоге и не должно переходить обратно.
Среди озвученных предложений — введение короткого «периода охлаждения» на снятие наличных средств, полученных от продажи квартиры: продавец сможет использовать их по безналичному расчету, например для альтернативной сделки, но ограниченно — для снятия наличных, поскольку именно наличные, как отмечали представители риелторского сообщества, часто становятся целью мошенников.
Еще одна инициатива касается создания реестра граждан, признанных в судебном порядке не осознававшими своих действий при заключении сделок. Повторные продажи их жилья предлагается проводить только с участием органов опеки или близких родственников.
Обсуждается также единая процедура психиатрического освидетельствования продавца до сделки, единый стандарт страхования титула и расширение ответственности риелторов и нотариусов при одновременном расширении их доступа к необходимой информации о продавце, покупателе и объекте недвижимости.
