Очереди образовались после ужесточения проверок и временного закрытия КПП.
Около 10 тысяч грузовиков с товарами, предназначенными для России, простаивают на границе между Китаем и Казахстаном. Как выяснила «Лента.ру», очереди из фур появились еще в середине сентября, когда в республике усилили проверки грузов на предмет «серого» импорта, попадающего под западные санкции.
По словам соучредителя «Сервисной Логистической Компании» Дмитрия Аржаных, массовые задержки начались после 15 сентября.
— Все компании заметили это в разный момент. Но в определенный момент все встали в очередь на досмотр, и получилось, что получилось, — отметил он.
Тогда же руководитель отдела логистики компании «Юнитрейд» Кирилл Лахин сообщил, что задержки грузоперевозок достигали трёх-пяти дней. Ситуацию усугубило закрытие всех КПП на границе Китая и Казахстана с 1 по 6 октября из-за государственных праздников в КНР.
— Очереди стали накачиваться, и границы превратились в огромные пробки, — рассказал Аржаных.
По данным перевозчиков, крупнейший пункт пропуска «Достык – Алашанькоу» способен пропускать не более тысячи автомобилей в сутки, и сейчас его работа фактически парализована. В Комитете государственных доходов Казахстана уточнили, что заторы вызваны не только усилением досмотра, но и техническими проблемами — нехваткой бланков китайских разрешений на перевозку. Из-за этого ведомствам двух стран пришлось согласовывать дополнительные квоты.
Эксперты отмечают, что обострение ситуации совпало с активизацией дипломатических контактов Казахстана и США. В сентябре президент Касым-Жомарт Токаев дважды беседовал с американским лидером Дональдом Трампом, обсуждая торговые вопросы и санкции. В ходе визита в Нью-Йорк Токаев также встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским, заявив о поддержке «суверенитета и территориальной целостности Украины».
