Краснодарский край готовится к запуску внутренних авиаперевозок по коротким маршрутам. В Мостовском районе строят аэропорт «Псебай» — с взлетно-посадочной полосой, терминалом, ангарами и диспетчерской. Инвестор проекта, ООО «Авиационный клуб имени Е. Д. Бершанской», вложит почти 290 млн рублей. Завершение строительства планируется к 2027 году, пишет Юг Times.
— «Псебай» станет уникальной площадкой для Краснодарского края и всего юга России. Она будет способствовать развитию пассажирской логистики, создаст новые рабочие места, даст импульс для развития авиа туристической отрасли, — отмечает руководитель департамента развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края Василий Воробьев.
Однако главная сложность — авиационная техника. Большая часть парка в регионе — самолёты и вертолёты советского производства возрастом 30–40 лет. Новые российские модели, такие как ЛМС-901 «Байкал» и лёгкий самолет Tango, выпускаются ограниченно. Импортные самолёты и запчасти приобрести в регион сложно из-за санкций.
— Современных российских машин мало. <...> Большая часть машин старше 25 лет, — поясняет пилот Алексей Любко.
Любко также отметил, что запчастей для имеющихся самолетов и вертолетов практически нет, а если и есть то их стоимость очень высокая. Всё это осложняет обслуживание малой авиации в целом по стране.
Спрос на внутренние авиаперевозки также ограничен. По словам Андрея Литвиненко из НПК «ПАНХ», «развитие рынка зависит не от наличия техники, а от объёма заказов». В Краснодарском крае есть потенциал для 50 малых судов, но большинство клиентов уже имеют свои самолёты или вертолёты.
Ограничения воздушного пространства и безопасность пассажиров усугубляют ситуацию. К примеру, авиакатастрофа в Амурской области с участием старого Ан-24 напоминает, насколько критично состояние техники для полётов.
— До открытия воздушного пространства военным ведомством речи о пассажирских перевозках малой авиацией в Краснодарском крае вообще идти не может, — считает глава авиационного альянса «Аэрохимфлот» Клим Галиуллин.
Эксперты отмечают: без инвестиций в инфраструктуру, обновления флота и расширения клиентской базы полноценное развитие малой авиации маловероятно. Пока же полёты остаются дорогим и нишевым сегментом, доступным преимущественно для частных и корпоративных клиентов.
