Месторождения на Северном Кавказе слишком малы для промышленной разработки.
Редкоземельные металлы на Северном Кавказе есть, но их запасы недостаточны для промышленной добычи. Об этом телеканалу «Краснодар» рассказала заведующая кафедрой нефтяной геологии, гидрогеологии и геотехники КубГУ, кандидат геолого-минералогических наук Татьяна Любимова.
— Северный Кавказ потенциально привлекателен, но разведка здесь практически не проводилась, так как месторождения несравнимо меньше, чем требуется для промышленных масштабов. В Краснодарском крае и Адыгее в этом плане привлекательны выходы магматических пород, — пояснила специалист.
К редкоземельным металлам относят 17 химических элементов: лантаноиды, скандий и иттрий. Эти вещества обладают уникальными магнитными, оптическими и каталитическими свойствами. Они широко применяются в производстве электроники, мощных магнитов, аккумуляторов, лазеров и другой высокотехнологичной продукции.
По словам Любимовой, в России все месторождения редкоземельных металлов являются комплексными, то есть эти элементы добываются в качестве попутных. Исключение составляют руды месторождений в Мурманской области. В настоящее время промышленная добыча ведётся только на одном из них — из магматических пород (лопаритов). Второе месторождение апатит-нефелиновых пород пока готовят к запуску.
Также месторождения редкоземельных металлов обнаружены в Якутии. Там руда является природным концентратом и не требует предварительного обогащения, однако подбор технологии переработки всё ещё остаётся непростой задачей. Другие месторождения находятся в Коми, Иркутской области и Забайкалье.
Ближайшее к Кубани месторождение редкоземельных металлов расположено в Республике Калмыкия. Это небольшое Шаргадыкское месторождение редкоземельно-фосфор-урановых руд.
Впрочем, ранее уран добывали и на Северном Кавказе. В советское время существовало постановление, согласно которому все геологоразведочные работы должны были включать опробование на уран. В частности, его добывали на территории Адыгеи.
— Месторождение в Адыгее разрабатывалось до тех пор, пока не были открыты более крупные залежи, например, в Забайкалье, — отметила Любимова.