Крушение двух танкеров, перевозивших нефтепродукты, произошло 15 декабря
Ущерб, нанесенный окружающей среде из-за аварий на воде, должен возмещать судовладелец – об этом прямо говорит законодательство. Однако, как показывает практика, далеко не все так просто.
Судовладельцы зачастую не располагают достаточными средствами для покрытия колоссальных убытков, связанных с разливом топлива или другого груза. Помимо экологического ущерба, они обязаны оплачивать расходы на спасательные операции и компенсации третьим сторонам, например, за загрязнение корпуса других судов или остановку их движения. Именно поэтому закон обязывает судовладельцев страховать свою ответственность за возможное загрязнение.
В идеале, ответственность за ущерб несут как сам судовладелец, так и его страховщик. Однако, как рассказал телеканалу «Краснодар» директор юридической фирмы «Ремеди» и председатель секции по правовому обеспечению морской и речной деятельности Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга Андрей Супруненко, в реальности судебная практика часто не подтверждает эту норму.
— К сожалению, имеющая место судебная практика не подтверждает данную позицию, поэтому на стадии урегулирования возникших из аварии претензий следует тщательно их формулировать, — подчеркивает эксперт.
В подобных случаях солидарная ответственность судовладельца и страховщика остается необходимой, но порой трудно достижимой в рамках текущей правоприменительной практики. Это создает дополнительные риски для всех сторон, участвующих в урегулировании последствий экологических катастроф.
Напомним, 15 декабря в Керченском проливе два танкера потерпели крушение. Они оба перевозили мазут. Судно «Волгонефть-212» раскололся пополам, его команду из 12 человек спасли еще в тот же день (один человек скончался от переохлаждения), а танкер «Волгонефть-239» сел на мель, моряков спасли ктром 16 декабря..
Ранее кубанский эколог рассказал, чем грозит крушение танкеров и разлив мазута в Азовском море.