В народной традиции этот день еще именуется Ореховый Спас, а установлен он в честь перенесения из Едессы в Константинополь изображения лица Иисуса Христа, появившегося чудесным образом.
Что это за образ?
Часто в храме среди росписи и икон можно встретить необычный образ Иисуса Христа, на котором его лицо нарисовано на белом полотенце. Такое изображение называется Спас Нерукотворный. Вот эта нерукотворность и есть главная особенность иконы, вернее ее происхождение и последующее значение в истории христианства.
В Священном Писании Нового Завета (Евангелиях и апостольских посланиях) об этом образе ничего не говорится. Однако с древнейших времен существует ряд исторических свидетельство его появления зафиксированных как у видных историков того времени Евсевия Кесарийского, Моисея Хоренского, Прокопия Кесарийского, Евагрия Схоластика, так и в ряде апокрифических книг.
Эдесский царь (город в нынешней Турции) Авгарь заболел проказой – болезнью перед который в те времена врачи были бессильны. Услышав, что в Израиле появился молодой проповедник исцеляющих даже самых безнадежных больных царь дает повеление своему архиварию (хранителю архива) по имени Ханнан отнести письмо Христу с просьбой посетить его и вылечить, а если тот откажется, то хотя бы нарисовать его изображение, чтобы молиться перед ним.
Ханнан находит Миссии, но из-за многолюдности не может к нему подойти, забравшись на возвышенность, пытается начать рисовать портрет, но и это никак не выходит. Когда художник уже было отчаялся Христос на его глазах умывшись обтирает лицо полотенцем и идет к посланнику царя. Развернув полотенце Ханнан видит, что на нем отобразился лик Господа. От этого чудесного полотенца Авгарь получает облегчение своей болезни, которая полностью отступает от него после молитвы апостола Фаддея и принятия крещения.
Дальнейшая судьба чудотворного образа
Благодарный за исцеление царь разрешил проповедь христианства в своих владениях. А плат исцеливший его поместил в специальный киот, украшенный драгоценными камнями и металлами и закрепил над главными воротами города. Кстати, именно Авгарь и стал родоначальником традиции размещения святых образов на городских воротах.
Со временем эта святыня стала особо почитаться и за пределами Едессы. До наших дней в Ватикане сохранился древний список (копия) Нерукотворного образа, датируемая историками IV веком.
Есть один эпизод истории этого образа, который роднит его с Россией. Один из приемников Авгаря вернулся к идолослужению и хотел уничтожить образ. Узнав об этом верующие христиане скрыли его заложив кирпичной кладкой. В 545 году этот образ был вновь обретен. При вскрытии ниши обнаружили, что икона чудесным образом отобразилась на керамической плите, которая его защищала. Так великая святыня, по сути являющаяся самой первой в мире иконой не была уничтожена.
Аналогичная история была и у нас в стране. В 30 годах XX века спасая почитаемые надвратные образы на башнях Московского Кремля от уничтожения их спрятали за слоем штукатурки, а в 2010 году вновь открыли.
Перенесение в Константинополь
В 630 году Эдесса пала под натиском арабов. Благо новые владыки города не стали уничтожать святыню. Положение христиан на востоке с каждым столетием становилось все тяжелее и тяжелее. Византийские императоры предпринимали различные меры для возвращения захваченных территорий и святынь.
В 944 византийское войско смогло окружить город. Император Роман I предложил осаждённым мир в обмен на возвращение святынь – Нерукотворного образа и оригинала письма Авгаря Христу, те согласились.
Встречая реликвию в столице в праздник Успения Пресвятой Богородицы, жители Константинополя ликовали и было принято решение ежегодно молитвенно вспоминать это событие на следующий день после Успения – 29 августа.
Хранилась святыня во дворце императора в храме Фаросской иконы Божией Матери до 1204 года, когда была похищена из Константинополя во время IV Крестового похода. Дальнейшая судьба Нерукотворного образа неизвестна, возможно он затонул в море вместе с кораблем его перевозившим.
Тропарь и кондак Нерукотворному образу Спасителя на русском языке:
Тропарь:
Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, / пришедший спасти мир!»
Кондак:
Зная неизреченное и Божественное Твое о людях промышление, неизобразимое Слово Отчее, и образ имея истинного Твоего воплощения, не рукотворный, но силой Божией написанный и победы приносящий, мы его почитаем, лобызая.
Автор: Диакон Михаил Степанков