Август месяц ознаменован сразу тремя значимыми праздниками, посвященными Спасителю – Господу Нашему Иисусу Христу. Первый Спас, отмечаемый 14 августа, так же именуемый в народе Медовым, Мокрым и Маковым, Спасом на воде и Всемилостивым Спасом, в Церкви именуется денем празднования Изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня.
Столь обильное количество народных названий у этого праздника не случайно, оно связано с тем, что 14 августа Церковь вспоминает сразу несколько важных событий:
· торжества в честь помощи Божией во время битвы князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. Этот праздник еще именуется Всемилостивым Спасом. Господь оказал свою милость через чудесные знамения от иконы Божией Матери перед сложной битвой и даровал победу. По преданию в этот же день, когда князь Андрей бился с волжскими булгарами, византийский император Мануил одержал победу над сарацинами с аналогичными знамениями: от иконы Спасителя, Богородицы и Распятия исходили яркие огненные лучи, которые видели все воины.
· 14 августа (по старому стилю 1 августа) в 988 году состоялось Крещение Руси равноапостольным князем Владимиром. Поскольку важнейшим бытовым условием для совершения таинства Крещения является наличие святой воды, то в этот день в воспоминание событий Крещения Руси в храмах полагалось совершать малый водосвятный молебен. Так в народном фольклоре и появился Мокрый Спас.
· Медовым Спасом этот день стал называться в связи с тем, что к середине августа пчеловоды начинали собирать мед нового урожая. Традиция приносить в жертву Богу часть первого урожая берет свое начало еще в Ветхом Завете: «начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх 23:19). Во исполнение этой древней традиции не только мед, но и другие земные плоды мы приносим в храм для совершения благодарственной молитвы Богу за получаемые благодеяния, освящаем их и жертвуем какую-то часть в храм или малоимущим.
· Также 14 августа празднуется память святых мучеников Маккавеев – священника Елеазара, семи братьев - Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, а также их матери Соломонии. Это ветхозаветные праведники, которые пострадали за веру в Единого Бога во времена гонений Антиоха IV-го Епифана. Они отказались поклоняться языческим богам и есть свинину, за что были подвергнуты жестоким пыткам и убиты в период «Великого гонения» 167-164 годов до Рождества Христова.
На Руси в простонародье церковные праздники часто являлись календарными ориентирами необходимости производить ту или иную сельскохозяйственную работу. Поскольку мученики Маккавеи очень созвучны маку, то его обработку – веяние, которое надо было делать в середине августа, совершали именно на праздник этих святых, чтобы не пропустить дату и не испортился урожай в предстоящую осень. Поскольку с маковым зерном производились манипуляции в эти дни, то вместе с медом и водой его также приносили в храм для освящения и передачи в качестве пожертвования.
Первый Спас - праздник надежды
Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня – в августе месяце первый праздник, посвященный Спасителю. В древние времена уровень медицины конечно же оставлял желать лучшего. В жарких странах, к котором относилась и территория Византийской империи, в августе начинался сезон активного распространения эпидемиологических болезней. Единственное, что могло помочь людям справиться с болезнью была вера в Бога и упование на Его помощь. Горожане брали из своих домов иконы и следуя за священнослужителями совершали крестные хода с горячей молитвой к Богу и просьбой остановить вредоносное поветрие. Поскольку в Константинополе хранился тот самый Крест, на котором был Распят Господь наш Иисус Христос, то именно эту святыню несли во главе колонны молящихся. Крестные ходы могли продолжаться и по нескольку дней, до тех пор, пока эпидемия не отступала.
Первый Спас – это праздник надежды на помощь Божию, которая приходила людям. Ведь как иначе можно объяснить окончание эпидемий во время шествия с Крестом Господним, ведь во время таких массовых мероприятий число заболевающих по логике и законам эпидемиологии лишь должно было расти.
Обилие столь важных для всех христиан событий в этот день сделали первый Спас поистине всенародно любимым праздником. Переполненный любовью человек всегда хочет поделиться ею с окружающими и ищет возможности отблагодарить Бога за все благодеяния. Поэтому делится тем, что у него есть именно сейчас.
Традиция освящения меда, мака и воды для современного человека редко ассоциируется с благодарностью Богу. Очень важно помнить, что суть этого праздника не в традициях, а в живой искренней вере, надежде и любви. А для каждого христианина в праздничный день самое важное – это участие в таинствах Исповеди и Причастия.
Диакон Михаил Степанков