Ровно месяц назад, 22 марта, в здании «Крокус Сити Холла» в Подмосковье произошел один из крупнейших терактов в новейшей истории России. В страшной трагедии погибли 145 человек, в том числе 6 детей. Пострадали более 500 посетителей концертного зала. Рассказываем истории тех, кому удалось выбраться из «Крокуса» в тот роковой день…
Виталий Старых живет и работает в Москве. До трагедии не раз бывал в «Крокус Сити Холле». Идея отправиться в Красногорск на концерт группы «Пикник» (это одна из любимейших групп супругов) возникла спонтанно. Всего за несколько дней до трагедии они увидели доступные билеты и решили не упускать свой шанс. Тогда они не знали, что этот концерт мог стать для супругов последним.
- Приехали заранее на концерт. Еще за пять минут до нападения мы были в фойе. Где-то в 19:55 вошли в зал. Нашли свои места, сели, буквально перекинулись парой фраз, и нас отвлекли какие-то звуки. Мы прислушались и поняли - это были выстрелы, - вспоминает Виталий в беседе с телеканалом «Краснодар».
Не все сидевшие в зале поняли, что источником громких звуков было боевое оружие. Они скорее были похожи на фейерверки, хлопки. Но большая часть зрителей всё же, быстро сориентировавшись, поднялась с мест и начала искать выходы из зала.
Виталий с женой сидели недалеко от сцены. Когда началась стрельба, супруги также решили поскорее уходить куда подальше. Они направились по ступенькам на сцену, где уже толпились люди. Там же стоял охранник. Он контролировал порядок в зале, пропускал людей в коридоры позади сцены. Минуя коридоры, гримерки, через служебный ход супругам Старых удалось выбраться наружу.
Как выяснится на следующий день, охранник, мимо которого проходили люди на сцене, сразу распознал звуки выстрелов. Именно он направил первых людей к выходу за сцену и оставался в зале, пока там не начался пожар.
- Никакой паники не было. Все довольно быстрым шагом, но спокойно, без паники, криков, толкучки выходили на улицу. Мы с женой тоже вышли. За нами непрерывным потоком шли люди, - вспоминает Виталий.
Часть людей направилась к главному входу в «Крокус», откуда и раздавались выстрелы. Вероятнее всего, они шли на парковку за своими автомобилями. Большинство пошло в другую сторону, к метро. Среди них - супруги Старых. Они зашли в ближайший ТЦ погреться (так как вышли из «Крокуса» без верхней одежды) и там узнали, что на концертный зал напали террористы. Виталий и его жена решили ехать домой.
Когда они отъезжали от «Крокуса», у входа уже толпились машины экстренных служб. Медики работали с пострадавшими - с теми, кому чудом удалось уцелеть. Подъезжали пожарные. В заднее окно автомобиля такси Виталий видел, как над крышей «Крокуса» поднималось яркое пламя пожара. Огонь начинал стремительно пожирать концертный зал.
- Страха, как такового, не было. Организм мобилизуется - ты мобилизуешься. Испугаться, как говорится, не успеешь. Организм мобилизован и направлен на решение какой-либо задачи, - делится Виталий.
Свидетелем мартовской трагедии в Подмосковье был и краснодарец Владислав Чевачин. Вечером 22 марта он, как и сотни других людей, сидел в зрительном зале, пока к выступлению готовилась группа «Пикник». В какой-то момент начали раздаваться звуки стрельбы. Он тоже отмечает: не все сразу поняли, что им грозит реальная опасность. Несколько минут, пока внизу расстреливали людей, зрители в зале спокойно сидели и думали, что это сценическая заминка, вспоминает Владислав.
Двигаться нужно было и быстро, и организованно. Тех, кто ложился на пол, поднимали и забирали с собой. Посетителям «Крокуса» угрожали не только террористы. Владислав рассказывает, что изначально никто и не думал, что вскоре после нападения начнется пожар. Если от убийц еще можно было можно спрятаться, то огонь всегда находил своих жертв.
Все же больших жертв удалось избежать именно благодаря взаимовыручке, самоотверженной помощи персонала и посетителей «Крокуса», направлявших толпу. Трагедия не расколола общество, а, наоборот, сплотила его, считает Владислав.
- В эти непростые минуты, даже спустя месяц после этого страшного события, нам дает силу взаимоподдержка. Сотни людей выразили слова солидарности и предложили свою помощь. Думаю, что наш народ сплочен и един. Это вселяет большую надежду. Мы обязательно выстоим и одержим победу на мировым украинским терроризмом.