Подпишись, и будь в эпицентре жизни Краснодара
У вас есть важная информация, которой вы готовы поделиться с редакцией? Свяжитесь с нами
Меню Общество 25 января 1944 года – отступление немцев и блокадный трамвай. Хроника блокадного Ленинграда
25.01.2024 20:14

25 января 1944 года – отступление немцев и блокадный трамвай. Хроника блокадного Ленинграда

Трамвай в блокадном Ленинграде Фото: getmuseum.ru/blokadniy_tramvay
Трамвай в блокадном Ленинграде Фото: getmuseum.ru/blokadniy_tramvay
Читать Телеканал Краснодар:

Отступая из-под Ленинграда, немцы старались оставить здесь как можно больше своих агентов и диверсантов. В журнале «Агитация и пропаганда» вышла статья руководителя ленинградских чекистов комиссара госбезопасности 3-го ранга Петра Кубаткина:

«Отступая из пределов Ленинградской области, немцы всеми способами стремятся оставить в нашем тылу свою агентуру для сбора военно-разведывательных сведений и проведения диверсионных актов. Оставляя свою агентуру на освобожденной территории в советском тылу, они дают ей задания: собирать военно-разведывательные сведения о передвижении и количестве частей Красной Армии; совершать диверсионные террористические акты, взрывать жилые здания и важные объекты; вести профашистскую пропаганду по восхвалению условий жизни у немцев

… Особое внимание немецкая разведка сейчас уделяет тому, чтобы побольше забросить своей агентуры в Ленинград».

Символы блокады – трамвай.

До начала блокады в Ленинграде по 700 км трамвайных путей ежедневно курсировало до 800 поездов. Более 4,5 тысяч сотрудников Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) было мобилизовано в самом начале войны. На их рабочие места приходили женщины и подростки.

Ленинград был крупным медицинским центром, куда привозили большое количество раненых. От санитарных поездов к больницам и госпиталям их доставляли на трамваях. Грузовые трамваи доставляли к станциям железных дорог оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок литейщикам.

К концу ноября 1941 года из-за перебоев в подаче электроэнергии, разрушения контактной сети и снега участились перерывы в трамвайном и троллейбусном сообщении. 8 декабря регулярное движение электротранспорта прекратилось. На следующий день были упразднены восемь трамвайных маршрутов. Отдельные вагоны еще двигались по ленинградским магистралям до 3 января 1942 года.

В самую суровую блокадную зиму ленинградцы были вынуждены добираться до работы пешком. Все силы работников Трамвайно-троллейбусного управления были брошены на восстановление трамвайного движения. Заниматься этим приходилось женщинам-инженерам. И вот, 8 марта 1942 года на линию вернулись первые грузовые трамваи, а уже 15 апреля возобновилось пассажирское трамвайное движение. История трамвая описана на сайте Экспозиционно-выставочного комплекса городского электротранспорта Санкт-Петербурга.

Фото из личного архива Марии Захаровой
Фото из личного архива Марии Захаровой

Из писем блокадников:

«23/I 43г.

Здравствуйте дорогие Клавдия Станиславовна и Лялечка!

Вы, наверно, думаете куда это я пропала. За эти два месяца я уже побывала в трех местах.

Собралась я буквально в два часа, бросила все. Что у меня творится дома и не знаю. За это время я была в Ленинграде только один раз и пробыла несколько часов. Хотела попасть на завод, но не успела.

Счастлива была я узнать, что прорвана блокада.

Надеемся все, что приближается конец этой ужасной тяжелой войны. Теперь, наверно, и Вам, ленинградцам, будет полегче, и Вы все воспрянете духом, хотя Вы в самое тяжелое время были бодры и так умели подбодрить окружающих Вас людей…

Уехав из Ленинграда, я три недели проходила военный сбор: изучали военное дело, уставы, винтовку, гранаты, строй и т.д.

В этом же полку, где мы проходили сбор, мне с сестрой предложили остаться работать. Я работала начальником б-ки, сестра работала в сан. части. Потом нас перевели в другой полк... сейчас мы живем в боевой обстановке около Ладожского озера. Живем в маленькой уютной земляночке. Нас 6 человек девушек, несем караульную службу.

Изучаем самолеты.

Кормят нас сытно, получаем 900 гр. хлеба, 35 гр. сахару. Обед получаем рядом в земляночке через окошечко и бежим обратно в свою землянку.

Дрова пилим сами, выбираем березку, которая больше понравится и спиливаем ее с корня.

Топим с утра до вечера.

Наши командиры очень славные, внимательно относятся к нам, помогают во всех наших нуждах, часто навещают нас в нашей земляночке и беседуют с нами.

Как, Лялечка, Вы проводите время, бываете ли в театрах, кино? Работает ли кто-нибудь в библиотеке.

Целую Вас.

Искренно Вас любящая
М. Захарова»

Это письмо подруге написала Мария Захарова. До войны они вместе работали на заводе «Красногвардеец». В конце 1942 года Мария Дмитриевна отправилась на фронт. Служила 32-летняя женщина вместе с боевыми подругами во 2-ом полку воздушного наблюдения, оповещения и связи в звании рядового наблюдателя. В конце 1943 года была ранена и отправлена сначала в госпиталь, в больницу имени Мечникова и, затем, в тыл. Награждена за службу медалью «За оборону Ленинграда».

Письмо опубликовано на сайте Музея обороны и блокады Ленинграда.

#БлокадныйЛенинград