Подпишись, и будь в эпицентре жизни Краснодара
У вас есть важная информация, которой вы готовы поделиться с редакцией? Свяжитесь с нами
Меню Общество 17 января 1944 года – танковый порыв и Дорога жизни. Хроника блокадного Ленинграда
17.01.2024 19:47

17 января 1944 года – танковый порыв и Дорога жизни. Хроника блокадного Ленинграда

Выезд на Дорогу жизни со стороны Кобоны, 1943 Фото из архива музея Победы
Выезд на Дорогу жизни со стороны Кобоны, 1943 Фото из архива музея Победы
Читать Телеканал Краснодар:

Продолжается операция «Январский гром». К 17 января советским войскам удалось прорвать долговременную оборону противника и ввести в прорыв 152-ю танковую бригаду. Танки Т-34 прорвались к Ропше, немецкие войска между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом оказались под угрозой окружения. Началось отступление врага под Волховом.

Упорные бои развернулись в полосе наступления 42-й армии. Противотанковые рвы и минные поля, огонь артиллерии противника стали причиной больших потерь в танковых частях армии. Несмотря на это, советская пехота продолжала движение вперёд и достигла шоссе Красное Село — Пушкин.

В этот же день части 109-го стрелкового корпуса взяли сильный узел немецкой обороны Койрово, а части 110-го корпуса завоевали Александровку. Хроника событий опубликована Всероссийским обществом «Знание».

Символы блокады

Дорога жизни – единственная транспортная магистраль, связывавшая блокадный Ленинград со страной в начале Великой Отечественной войны. Она проходила по Ладожскому озеру, обеспечивая людей продовольствием и проводя эвакуацию.

Первый рейс по Ладоге оказался крайне опасным: трасса, при толщине льда не более 18 см, была практически не подготовлена. Водители ехали на малой скорости и с распахнутыми дверями на случай провала машины под лед. Пришлось погасить фары, чтобы не обнаружили оккупанты. Единственными ориентирами на белоснежной трассе были редкие вешки и телефонный провод, протянутый связистами до Кобоны. В тот рейс были доставлены первые 800 тонн зерна и муки, 60 тонн боеприпасов.

Всего за время навигации 1941-1943 гг. водным транспортом было эвакуировано около 500 тысяч человек, перевезено более 1 млн т грузов, преимущественно – продовольствия. История Дороги жизни рассказана на сайте музея Победы.

Прядехин Алексей Фото: Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Прядехин Алексей Фото: Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

Из писем блокадников:

«Ленинград - 22, Песочная ул. д. 2, кв. 89
Прядехиным.
Здравствуйте родные! Передаю вам привет и весточку с медсестрой о том, что я нахожусь в госпитале на ул. Герцена, Дом культуры связи.
Я чудом остался жив, ведь я был на поле смерти, Невском пятачке. После контузии отошел, а ноги болят, часть пальцев на левой ноге отвалилась после обморожения, и еще прихватила дистрофия.
Я вам пишу, а сам вижу своих погибших товарищей, сгоревшую, пронизанную металлом и все время обагренную кровью землю.
Думаю, что скоро окрепну и снова пойду бить фашистское зверье.
Приходите в госпиталь. До встречи. Крепко целую. Алексей.
22.03.42 г.»

Автор письма - Алексей Прядехин - родился в 1923 году и до начала войны работал карамельщиком на кондитерской фабрике. На фронт ушел 18-летним добровольцем и до конца августа 1941 года сражался на подступах к городу Луга. Письма писал своему брату Илье, который тоже прошел всю войну, и оставшейся в Ленинграде семье брата: дочке Изе и жене Шуре.
После первого ранения восстановился и вернулся на фронт. Попал в стрелковые дивизии, стал снайпером. Позже был еще дважды ранен, и дважды возвращался в строй. Так и дошел до Берлина. Среди его наград есть Орден Красной звезды. Долгие годы после войны помогал восстанавливать судьбу без вести пропавших солдат.

Письма и судьба Прядехина опубликованы Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда.


#БлокадныйЛенинград