Продолжается операция «Январский гром». К 17 января советским войскам удалось прорвать долговременную оборону противника и ввести в прорыв 152-ю танковую бригаду. Танки Т-34 прорвались к Ропше, немецкие войска между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом оказались под угрозой окружения. Началось отступление врага под Волховом.
Упорные бои развернулись в полосе наступления 42-й армии. Противотанковые рвы и минные поля, огонь артиллерии противника стали причиной больших потерь в танковых частях армии. Несмотря на это, советская пехота продолжала движение вперёд и достигла шоссе Красное Село — Пушкин.
В этот же день части 109-го стрелкового корпуса взяли сильный узел немецкой обороны Койрово, а части 110-го корпуса завоевали Александровку. Хроника событий опубликована Всероссийским обществом «Знание».
Символы блокады
Дорога жизни – единственная транспортная магистраль, связывавшая блокадный Ленинград со страной в начале Великой Отечественной войны. Она проходила по Ладожскому озеру, обеспечивая людей продовольствием и проводя эвакуацию.
Первый рейс по Ладоге оказался крайне опасным: трасса, при толщине льда не более 18 см, была практически не подготовлена. Водители ехали на малой скорости и с распахнутыми дверями на случай провала машины под лед. Пришлось погасить фары, чтобы не обнаружили оккупанты. Единственными ориентирами на белоснежной трассе были редкие вешки и телефонный провод, протянутый связистами до Кобоны. В тот рейс были доставлены первые 800 тонн зерна и муки, 60 тонн боеприпасов.
Всего за время навигации 1941-1943 гг. водным транспортом было эвакуировано около 500 тысяч человек, перевезено более 1 млн т грузов, преимущественно – продовольствия. История Дороги жизни рассказана на сайте музея Победы.
Из писем блокадников:
«Ленинград - 22, Песочная ул. д. 2, кв. 89
Прядехиным.
Здравствуйте родные! Передаю вам привет и весточку с медсестрой о том, что я нахожусь в госпитале на ул. Герцена, Дом культуры связи.
Я чудом остался жив, ведь я был на поле смерти, Невском пятачке. После контузии отошел, а ноги болят, часть пальцев на левой ноге отвалилась после обморожения, и еще прихватила дистрофия.
Я вам пишу, а сам вижу своих погибших товарищей, сгоревшую, пронизанную металлом и все время обагренную кровью землю.
Думаю, что скоро окрепну и снова пойду бить фашистское зверье.
Приходите в госпиталь. До встречи. Крепко целую. Алексей.
22.03.42 г.»
Автор письма - Алексей Прядехин - родился в 1923 году и до начала войны работал карамельщиком на кондитерской фабрике. На фронт ушел 18-летним добровольцем и до конца августа 1941 года сражался на подступах к городу Луга. Письма писал своему брату Илье, который тоже прошел всю войну, и оставшейся в Ленинграде семье брата: дочке Изе и жене Шуре.
После первого ранения восстановился и вернулся на фронт. Попал в стрелковые дивизии, стал снайпером. Позже был еще дважды ранен, и дважды возвращался в строй. Так и дошел до Берлина. Среди его наград есть Орден Красной звезды. Долгие годы после войны помогал восстанавливать судьбу без вести пропавших солдат.
Письма и судьба Прядехина опубликованы Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда.