Власти запретят детям пользоваться гаджетами во время уроков. Телеканал «Краснодар» пообщался с выпускниками на этот счет и задал вопросы психологу. Рассказываем, можно ли забирать гаджеты, и кто виноват в детской зависимости.
Психолог Раузия Гайдук много лет работает с детьми и их родителями. Она убеждена, учеников обязательно нужно отлучать от телефона. Во время перемены, дома – пусть пользуются. Испытают ли они большой стресс от такого ограничения? Нет. Сильнее напрягутся нервные клетки, когда во время контрольной их «спалит» учитель или гаджет вдруг выключится. Еще хуже, когда на входе в пункт проведения ЕГЭ они сдадут все свои знания вместе с телефоном.
- Какой-то период школьникам будет не очень приятно, но пользы от этого будет больше. Всё равно идет рассеивание внимания…
Должен ли родитель поддержать ребенка и тоже отказаться от телефона?
- Чем младше ребенок, тем более теплые беседы должны проходить с ним. Чем ребенок старше, тем меньше он будет делиться. В отношении телефона – обязательно провести беседу.
Специалист обозначила, сколько часов в день может пользоваться телефоном ребенок:
до 5 лет – не более 1,5 часов;
от 5 до 11 лет – максимум 3 часа;
от 11 лет – свыше 3 часов, при наличии онлайн-занятий и потребления обучающего контента.
- У нас немножко есть перекосы, потому что сами взрослые залипают в телефон и сидят там столько, что за уши не вытянешь. Дети смотрят: родителю можно, значит, и я так хочу. Прежде чем запрещать детям, нужно посмотреть на себя: может стоит вынырнуть из телефона, может мы пообщаемся с детьми, погуляем с ними. Только тогда мы сможем влиять на наших детей. Маме некогда, папе некогда, тогда и я в телефоне.
Гаджетозависимость – реальная проблема или норма?
- Пришел родитель, стал жаловаться, что у него очень непослушный ребенок, постоянная смена настроения. Это происходит, потому что ребенок залип в телефоне. Дело в гормонах настроения. Ребенок подавлен, например, его критикуют дома и в школе. Сидя в телефоне, он испытывает дофаминовый взрыв - это ловушка. Исчерпан центр удовольствий – люди больше не находятся в хорошем настроении без допинга [в виде телефона].
3 причины детской телефонной зависимости:
Гиперопека. Ребенок ничего не может решать самостоятельно. Зато, когда включает игру, сразу становится победителем.
Копит негативные чувства. Взрослые не позволяют детям испытывать негативные эмоции. Родителей часто раздражает, когда их дети начинают проявлять какие-то эмоции. Они не знают порой, как реагировать на эту эмоцию. Родители - контейнер для [эмоций] своих детей. Нужно спросить, почему маленькому человеку хочется плакать. Если ребенка заткнуть, он начинает глушить свои слезы, эмоции. А потом выплескивает в мобильном телефоне. Поэтому дети любят стрелялки, где много крови и агрессии.
Инфантильность. Сын или дочка не верят в свои силы и возможности. И только в играх они могут реализовать всё, о чем мечтают, представляя себя главным героем.
- Ошибка – сразу запрещать ребенку «никаких гаджетов». Для маленького человека сложно опять оказаться один на один с проблемой. Нужно найти что-то, от чего он получит удовольствие. Это не конфеты, а, может быть, совместная прогулка.
В средней школе я в основном не списывала с телефона, я делала шпаргалки бумажные, по стариночке. В старшей школе ты пользуешься телефоном реже. Допустим, я его почти не достаю из сумки. Даже когда знаешь, что где-то лежит телефон, честно, хочется подглянуть. То есть ты даже можешь не особо концентрироваться на задании, потому что у тебя в голове мысль, что ты можешь заглянуть, там есть ответ, - 11-классница Полина Яшкина.
Достаточно ли просить детей убрать телефоны или обязательно их собирать?
- Конечно, если телефон где-то в легко доступном месте, а ученик на скучном уроке, очень высок соблазн что-то там посмотреть. Дети постарше часто жалуются, что преподаватель неинтересно ведет урок. Поймите, учитель – не клоун. Он учился 5 лет, посещает семинары, к каждому уроку готовится. Мало того, что он успокаивает детей, ему нужно выступить перед большой аудиторией, которая не хочет слушать.
Своими телефонами дети дополнительно провоцируют преподавателя. Сначала он начинает ругать, повышать голос. В этот момент школьники вместо того, чтобы сидеть тихонько, снимают всё на видео, чтобы слить в Интернет и «хайпонуть».
Я помню, активно пользовался телефоном даже на уроках, вплоть до 6 класса. Но после того, как ввели эту норму, стало понятно, к чему всё это может привести – если активно пользоваться телефоном, будет упущен материал, который дает нам школа. Заметил за собой прогресс и рост… Да, безусловно, есть люди такие, которые не могут оторвать себе от телефона. Ну, что… Можно пожелать им удачи, - 11-классник Никита Баранов.
Когда появится положительный результат отказа от телефонов в школах?
- Думаю, для экологичного отказа от использования телефонов на уроках и получения положительного результата, надо всё-так решать эту проблему коллективно, чтобы ситуацию понимали не только образовательные организации, а родители и ученики. Если образовательная организация будет пытаться ограничить телефоны на уроках, а родители будут против, то у учеников будет диссонанс.