Представьте, где-нибудь в Швейцарии на горнолыжный курорт привозится гостиница на 1500 мест. Летом она же увозится на рок-фестиваль в чистое поле. Это возможно, если помещения выполнены из морских контейнеров. На вопросы о контейнерном строительстве ответили представители бизнеса.
Лео и Виктория Райко занимаются проектированием и строительством домов из морских контейнеров. Не только жилой недвижимостью (или правильнее сказать «движимостью»), но и коммерческой. Сама «фабрика» находится в Беларуси, но этот вид бизнеса позволяет доставлять продукцию в любую точку мира.
- Морской контейнер – очень жесткая конструкция, которую можно установить на любом грунте, любом фундаменте. Вообще в России проходили обсуждения на эту тему - ставить карготектуры особенно на Юге России, где невозможно капитальное строительство в силу определенных причин. Это заповедные зоны, рядом с водой, а побережье, в горах, - рассказал Лео.
На корабле контейнеры совершенно спокойно ставят на высоту в 12 шт. То есть при желании здание можно сделать многоуровневым. Какой же фундамент нужен для такого груза?
- Ленточный, сваи. Конечно, можно просто его плюхнуть на подушку из песка, он 3 тонны весит. Нет никакой усадки по стенам.
Пока конструкторам приходится преодолевать сомнения людей о долговечности такого дома. Ржавчина, летом будет нагреваться, зимой будет ледяным. Все эти заблуждения позволяют нейтрализовать современные технологии.
- Первое, что люди говорят – я не хочу жить в железе. Они не понимают, что железо – абсолютно экологичный материал. Морские контейнеры делаются из другого вида стали, она менее подвержена ржавению. Там есть определенные покрытия, которые защищают контейнер до 30 лет в условиях морской среды. Есть такое понятие – электрохимическая защита от коррозии. Металлу можно обеспечить и 50 лет эксплуатации.
Холод преодолевается пенополиуретаном. Материал напыляется внутри, а поверх него выполняется отделка. Можно использовать любые материалы. Если хозяева планируют перевозить конструкцию, то применяют более гибкие покрытия. Если это стационарный объект – хоть керамогранит.
Обогревать помещение стараются технологично - тепловыми насосами, рекуператорами и сплит-системами.
- Самая последняя фишка – это майнинговая ферма размером со стиральную машину, только плоская. Она стоит в котельной, к ней подсоединены трубки теплого пола. Она майнит биткойны и за нее вы рассчитываетесь за электричество. Получается, остается что-то и в кошельке.
За основу строительства берутся два вида контейнеров: 20-фунтовые и 40-фунтовые. Большой плюс – это возможность выбрать любую конфигурацию. Например, лучший способ модернизировать двери – не заваривать их, а превратить в движущийся в сторону стеклопакет.
- Мы разработали проект – возможность собирать как «Лего» любую площадь. Более распространено – взять контейнеры, попилить стены, сделать какой-то традиционный дом. У нас же немножко концепция другая. Каждый контейнер – модуль, который выполняет конкретную функцию: спальня, гостиная, какая-то банька. Из этого можно собрать коворкинг, бьюти-рум и т.д.
Благодаря тому, что все модули соответствуют ГОСТу, их легко перевозить любым путем – по морю или по железной дороге. При этом перевозка достаточно бюджетная.
Средняя стоимость контейнерного кв. м. начинается от 80 тысяч рублей. При этом их строят под ключ по проекту, с внутренней и внешней отделкой и даже с мебелью. Для сравнения стоимость кв. м. в квартире Краснодара не меньше 110 тысяч рублей.
- Этот тот самый вариант, когда нет финансов купить участок земли. Его можно арендовать. Плюс экономия на фундаменте. На земле морские контейнеры можно сдавать в аренду, зарабатывать на этом. Когда будет необходимость, просто взять и перевезти их в другое место.
Наиболее популярна карготектура (здания из контейнеров) в Северной Америке. На нее приходится больше 30% всех контейнерных сооружений. Среди активных пользователей этой технологии Илон Маск. Офисы «Тесла» в основном создаются на базе контейнерных модулей.