Марина Анатольевна Шахбазян, преподаватель Кубанского государственного университета, является автором множества научных работ, посвящённых религиозной и культурной тематике. В частности, в 2012 году была написана диссертация на тему «Трансформация коммуникативного пространства в религиозно-философской публицистике русского модернизма».
На своих занятиях преподаватель старается донести студентам основы христианской морали через историко-культурные и литературные явления. Марина Анатольевна ответила не несколько вопросов, относящихся к празднованию Хэллоуина, который своими корнями всецело уходит в западную культуру.
– Связан ли Хэллоуин с русской традицией?
– Даже название свидетельствует о том, что с русской традицией Хэллоуин не связан. Если опираться на христианское прочтение (прим. на Западе Хэллоуин соотносится с Днём всех святых), то в России День всех святых празднуется летом, в первое воскресение после праздника Пятидесятницы (Троицы) и не содержит никаких зловещих элементов. В Католической Церкви празднование было приурочено к кельтскому языческому празднику Самайна, который олицетворял собой смерть и был связан с наступлением зимы. Это была попытка заместить зловещий смысл и обряды прежнего праздника, настроить людей не на поклонение Самайну-смерти путём отождествления, маркирования «мы свои, потому ты нас не трогай», а на преодоление страха перед смертью. Частью католического ритуала в этот день были молитвы об умерших и ритуальная еда. Долгое время Хэллоуин балансировал между добром и злом, и тому подтверждение – знак креста на тыкве-светильнике, которую выставляют в качестве «оберега». Однако с начала ХХ века празднование смещается в сторону нарастания символов зла, теряя христианское содержание. Уже сто лет назад появились зловещие маски и костюмы, а со временем их количество и разнообразие только нарастает, став прибыльным бизнесом для изготовителей.
– Почему, на ваш взгляд, Хэллоуин интересен молодёжи?
– На мой взгляд, это обусловлено возрастными особенностями: подростки всегда склонны восставать против традиции. Культура жива тогда, когда в ней сочетаются традиции и инновации. Старшее поколение хранит традицию, молодое привносит инновации. Правда, Хэллоуин не является инновацией в чистом виде, это заимствование из чужой традиции. Желание праздника также свойственно в большей степени молодёжи. И тут всё зависит от того, что предлагается в качестве праздника. Ещё одна особенность молодых – не до конца сформированная ценностная система, отсутствие чёткой границы между добром и злом.
– Нужно ли бороться с празднованием Хэллоуина?
– Естественное стремление молодых к новизне можно «оседлать», преследуя коммерческие (или иные) цели. Менее очевидна другая сторона – отождествление участника со злом. Безобидная внешне игра снимает табу с естественных ограничений человеческой психики, меняет оценочные суждения, а это опасно и для самого человека, и для окружающих. Бороться? Это слишком жёсткое слово. Я полагаю, что этот праздник просто не должен получать поддержку со стороны государства и общества, их институтов, в том числе института СМИ. И тогда он угаснет сам собой, как до него угасали подобные, не коренящиеся в традиции, начинания.