Мы привыкли, что аграрный сезон проходит у нас по плану, есть комбайны, которые значительно упрощают труд. А уборочные и посевные кампании, как правило, в мужских руках. То ли дело в 41-м, когда на нашу землю пришел фашист.
С первых дней войны на Кубань возлагалась очень серьезная задача. Немец уже захватил самые плодородные земли страны. Краснодарский край восполнял недостаток провианта. Картофель, подсолнечное масло, овощи, мясо, яблоки отправляли в разные уголки страны. И, конечно, на фронт.
- Пока была возможность трудиться, пока страшный враг не пришел на Кубань, конечно, Кубань сделала всё, что могла. С колоссальным перенапряжением сил. Ведь мужчины ушли на фронт, не хватало техники, до половины объема работ выполнялось вручную – это серп и коса. Не хватало запчастей для техники, которая была в наличии. Дело в том, что многие предприятия стали производить военную продукцию. Каждый понимал, это важней, - поделился Дмитрий Салфетников, кандидат исторических наук, доцент КубГАУ.
Тогда, в 1941 году, собрали рекордный урожай пшеницы. Он почти в 2 раза был больше, чем в 40-м. Это более 1 млн тонн в сентябре. А к концу 1941 года было засыпано 1,4 млн тонн. Сейчас на Кубани собирают 7-8 млн тонн, но в тех условиях показатель казался невероятным.
Было понятно, что враг рассчитывает на быстрое взятие Кубани. Наши войска отступали, но смогли дать фору жителям, которые трудились на жатве. Когда враг прорвался, стояла уже другая задача – сделать так, чтобы сельхозпродукция не досталась врагу.
- В первую очередь урожай вывозили. Вывозили на Урал, в Среднюю Азию. Значительная часть была вывезена в Закавказье: Грузия, Азербайджан. Туда более 11 тысяч тонн зерна было вывезено. Остальное, конечно, приходилось уничтожать. Немцам досталось зерно, которое не успели вывезти. И по животноводческой продукции многое осталось на руках у колхозников, - рассказал историк.
Оккупация – самая трагичная страница кубанской истории. Из нашей земли пытались выжать всё до последней капли.
- Пользовались всем, чем хотели. Продукты отбирали. Когда мы были в оккупации, немцы заставляли наших русских идти на поля, собирать урожай и отдавать им всё. Мои мама и сестра были в Крыму, в Тамани. Их забрали так, что виновата оказалась я. Полицаи ходили, я была на улице: «Где твоя мама?». Там на чердаке они прятались с сестрой. Их забрали, и они работали на виноградниках. Когда наши стали подходить, всех людей сгоняли на баржу. Моим удалось сбежать, - вспоминает ребенок войны Евгения Канарева.
Евгения Григорьевна рассказала, что питаться приходилось жидкой кукурузной кашей, кукурузой. Крупа была на вес золота. Дети бегали по улицам, рвали и ели траву, цветы акации.
- Одно я запомнила навсегда. Когда топили печь, остались только угли. У нас была такая небольшая железная дощечка. На нее часто укладывали хамсу без головы, ставили на этот жар. Она была такая вкуснейшая. Я не знаю, какая она сейчас будет для меня, но тогда это было лучше конфеты.
Немцы пальцем показывали на своих заложников и называли «русский свинья». Будучи девочкой Евгения Григорьевна ответила: «Сам свинья». Захватчик в ярости достал пистолет. Уберегла тетя, которая подхватила ребенка на руки. После этого до самого конца оккупации маленькая Женя просидела под кроватью.
9 октября 1943 года советские войска полностью освободили Кубань, но последствия оккупации долго напоминали о жутком периоде. Бежавшим немцам был дан приказ превратить поля в пустынную местность, чтобы еще несколько месяцев там взрывались мины. Это крайне затрудняло сев культур. При разминировании гибли люди. Но в 1945-м наши земляки уже смогли поставить новый рекорд. Работали даже ночью, вставали в 3-4 утра и шли на поля. Делали всё возможное и невозможное ради Победы.
О том, почему немцы стремились захватить Кубань, мы писали ранее. Там же рассказали, как поисковики продолжают находить павших солдат.