Подпишись, и будь в эпицентре жизни Краснодара
У вас есть важная информация, которой вы готовы поделиться с редакцией? Свяжитесь с нами
Меню Общество США так и не извинились за сбитый иранский лайнер: 35 лет со дня гибели 290 человек над Персидским заливом
28.07.2023 10:40

США так и не извинились за сбитый иранский лайнер: 35 лет со дня гибели 290 человек над Персидским заливом

фото: https://pxhere.com/
фото: https://pxhere.com/
Читать Телеканал Краснодар:

Одна из самых крупных авиакатастроф в истории произошла над Персидским заливом 35 лет назад – 3 июля 1988 года. Крейсер американских ВМС «Винсеннес», в нарушение всех законов, сбил ракетами иранский пассажирский лайнер Airbus A300B2. Погибли 274 пассажира и 16 членов экипажа.

Американо-иранские отношения обострились в 1979 году, когда в Иране произошла революция, преобразовавшая монархию в Исламскую республику. Тогда же соседний Ирак, возглавляемый Саддамом Хусейном, неудачно попытался захватить богатые нефтью районы на границе двух государств.

В 1982 году началась «танкерная война». Ирак, рассчитывая на поддержку США, начал топить иранские суда, перевозившие нефть. Под ответный огонь попадали не только иракские корабли, но и танкеры других стран. В 1987 году США перебросили в Персидский залив группировку своих военно-морских сил.

В 1988 году американцы поддерживали Саддама Хусейна. Ракетный крейсер «Винсеннес» обеспечивал охрану нефтяных караванов от военных кораблей Ирана. В тот день, 3 июля, произошел инцидент с иранскими катерами, по информации США, угрожавших пакистанскому судну. «Винсеннес» преследовал их, вошел в акваторию Ирана и потопил.

Самолет авиакомпании Iran Air летел в ОАЭ после промежуточной посадки в аэропорте Бендер-Аббас, где также базировалась иранская военная авиация. Он выполнял регулярный рейс 655 Тегеран-Дубай и двигался в пределах международного воздушного коридора шириной 35 км. Все передатчики аэробуса были исправны и имели специальный код, применяемый исключительно гражданскими судами.

Система Aegis американского крейсера зафиксировала взлет иранского борта. «Винсеннес» стал вызывать А300 по радиосвязи. Но использовал военную и коммерческую аварийную частоты, не указывая уникальный код, полученный через систему распознавания целей, и неверно называя скорость лайнера. Экипаж аэробуса на некорректный вызов не ответил, не предполагая, что обращаются к нему.

Военные США позже заявили, что приняли гражданский самолет за атакующий истребитель F-14 Tomcat иранских ВВС. Экипаж «Винсеннеса» опасался ответного удара за потопленные катера и списал «ошибку» на «психологическое состояние». По гражданскому лайнеру были выпущены две зенитные ракеты, самолет разорвало пополам прямо в воздухе, на высоте четыре тысячи метров.

Правительство США отказалось признавать вину. Капитан «Винсеннеса»Уильям Роджерс III, опытный военный моряк, приказал убить 290 невинных людей и не понес за это ответственности. Более того, он получил одну из высших государственных наград Соединенных Штатов – орден «Легион почета» за службу в годы «танкерной войны».

Историки и военные эксперты сходятся во мнении, что действия американских моряков были военным преступлением. Невозможно случайно перепутать военный борт с гражданским, считают специалисты по безопасности полетов, это либо вопиющая некомпетентность, либо преступный умысел.

Целью атаки могла быть акция устрашения, сигнал для Тегерана. Обстановка в Персидском заливе угрожала началом войны между Ираном и США. Вашингтон продемонстрировал, что готов сбивать любые самолеты, которые посчитает угрозой для своих кораблей.

Катастрофа стала национальной трагедией для Ирана. Исламская республика обратилась в международный суд. США в итоге выплатили компенсацию семьям погибших, подчеркнув, что делают это по собственной воле и претензии по-прежнему не признают.