Электротранспорт - это удобный вариант передвижения по городу, замена длинным и надоевшим пробкам. Однако это достижение цивилизации вместо блага оборачивается авариями, травмами, ушибами, а иногда даже... Как найти решение проблемы самокатов и можно ли это сделать вообще? Разбираемся в нашем материале.
Самокатов стало слишком много. Вместе с ними в России возросло количество столкновений электротранспорт-пешеход и электротранспорт-автомобиль. Кубань в этом вопросе далеко не исключение, а, наоборот, лидер. Оценить масштаб проблемы помогает статистика: по итогам прошлого года Краснодарский край оказался среди регионов с самым высоким количеством ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. В целом по стране за минувший год это число выросло на 40%.
Средства индивидуальной мобильности или так называемые СИМ - настоящий бич больших городов. Чаще всего устроить ДТП с электротранспортом рискуют пешеходы. На огромной скорости они могут столкнуться, что, несомненно, приведет к серьезным травмам и пострадавшего, и виновника. Порой и сами «самокатчики» из-за внезапности, наглости или банального отсутствия инстинкта самосохранения становятся жертвами аварий на дороге: сначала попадают под колеса автомобилей, а затем - в больницу или того хуже… на кладбище. Сотрудники автоинспекции отмечают: согласно ежегодному анализу аварийности с наступлением теплой погоды количество аварий с участием СИМ кратно увеличивается. Травмы получают и несовершеннолетние:
- С начала года на территории города Краснодар произошло 8 ДТП с участием детей. Они либо переезжали по пешеходному переходу, не спешившись, либо управляли СИМ на внутридомовой территории - попали под колеса транспортных средств, - рассказал телеканалу «Краснодар» инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД России по г. Краснодару, капитан полиции Владимир Петраков.
Не только у смотрителей дорожного порядка, но и в практике краснодарских врачей появляется все больше подобных случаев разной степени тяжести. Как правило, самокатчик падает с небольшой высоты, но на высокой скорости. Сотрясения мозга, переломы костей, ушибы и ссадины: на асфальте можно оставить ни один зуб, а в отдельных случаях - даже распрощаться с собственной жизнью. Летальные исходы в случаях аварий с СИМ, хоть и редки, но не исключены, подтверждает врач травматолог-ортопед ГКБ №1 Андрей Булеков:
- В последнее время, действительно, участились случаи травматизма людей, которые пользуются электротранспортом, особенно на проезжей части. Люди бесконтрольно едут, без прав. Их водители, грубо говоря, не видят. Это ничем никак не контролируется, и приводит, конечно, к печальным последствиям, иногда даже к…
В настоящее время отечественное законодательство ограничивается лишь административными штрафами в отношении пользователей СИМ. За нарушение ПДД с самокатчика взыщут 800 рублей. Штраф увеличится до 1000 рублей при создании помех участникам дорожного движения. Но хватает ли этих скромных мер? Едва ли.
Законодатели продолжают совершенствовать юридическую базу в отношении СИМ. Сейчас выдвинут ряд инициатив, призванных: во-первых, регулировать движение электротранспорта по тротуарам и проезжей части; во-вторых, усилить меры контроля, которые позволят выявлять и своевременно наказывать нарушителей; третье, пожалуй, самое главное - обезопасить пешеходов от безответственных лихачей, гоняющих по улицам на электротранспорте. В числе мер, предложенных парламентариями:
- введение государственных номеров для электротранспорта;
- запрет на движение СИМ в дождливую погоду;
- принятие презумпции виновности для пользователей СИМ;
- введение водительских удостоверений для пользователей электротранспорта.
Какие есть альтернативы? Пока никаких. Несмотря на удобства и практичность, электротранспорт пока не удается интегрировать в городскую среду. Недостаток или вовсе отсутствие контроля как раз-таки и приводят к такой высокой и безрадостной статистике травматизма. Если же проблема с самокатами не решится, количество таких случаев будет только расти.