6 июля отмечается Всемирный день кардиолога. Ежедневно в операционных врачи решают тысячи «сердечных проблем» россиян. О сложностях профессии и невероятных случаях спасения телеканалу «Краснодар» рассказал кардиохирург Кирилл Барбухатти.
Кирилл Барбухатти работает в Краснодаре уже 20 лет. Из дождливого Санкт-Петербурга он прилетел сюда, на теплый юг, где встал во главе кардиохирургического отделения ККБ №1. Сегодня Кирилл Барбухатти - доктор медицинских наук, профессор и, без преувеличения, главный кардиохирург Краснодара. Но, как говорится, век живи - век учись. И этим правилом наш герой не пренебрегает:
- На самом деле учишься всю жизнь. И я уже 35 лет в профессии, но продолжаю учиться. Некоторые случаи бывают для меня впервые. Из любой драматически нестандартной, тяжелой ситуации, связанной с пациентом, мы должны получить стандартный результат - чтобы человек был жив.
Наработанным опытом и знаниями он, конечно, делится с коллегами. Телефонными консультациями своих коллег Кирилл Барбухатти занимается постоянно, но и сам иногда обращается за помощью к кардиохирургам из разных городов страны. Причем, не только России. Иногда помогают и зарубежные коллеги. Для того, чтобы понимать друг друга, конечно, приходится осваивать профессиональный сленг на иностранных языках: английском и немецком. Так или иначе, но это приносит свои плоды. И у коллег из Америки, Кирилл Барбухатти, по собственным словам, многому научился.
Приобретенные навыки и умения помогли краснодарскому кардиохирургу вытащить самых «тяжелых» пациентов. Несколькими историями из собственной практики он поделился с нами:
- Молодой человек без определенного места жительства получил несколько ножевых ранений, но не в Краснодаре, а в Кореновске. Ранения, как выяснилось потом, несовместимые с жизнью. Ранение аорты, дуги, там огромная дырища была. Мы довезли этого парня живого сюда. Ему раскрыли грудную клетку. Там огромная, несколько литров гематома, свернувшаяся кровь, еще гемоглобин у него не определялся. И его удалось спасти. Удалось сделать космически сложную операцию. Мы были готовы к этому и мозгами и руками. Его спасли, и на четвертый-пятый день он пришел в сознание.
Однажды Кириллу Барбухатти пришлось оперировать ребенка. Его привезли из Чечни. Дети играли с гранатами на свадьбе, и одна из них, к несчастью, взорвалась. На месте погибли люди, а сам мальчик получил серьезное ранение. Осколок пробил грудную клетку и застрял в сердце, причем в очень важном месте рядом с коронарными артериями, рассказывает кардиохирург. Бездыханный ребёнок умирал. Тем не менее, кардиохирург вытащил мальчика буквально с того света.
Пожалуй, это главный вопрос кардиохирургии. Человек, попавший утром в операционную, на следующий день должен быть жив, с целой памятью, без инфарктов, инсультов и прочего. Цель любого врача помочь человеку, а в случае кардиохируга - спасти. К несчастью, это не всегда получается. При некоторых серьезных патологиях летальность достигает 30-40%, а то и всех 70%, говорит Кириллу Барбухатти.
- Мы сделаем 100 операций при этой болезни. Сделаем чудно, сделаем отлично, как своему родственнику, близкому. Но одного-двоих мы потеряем. Не потому, что мы плохо что-то сделаем, а потому что это мировой опыт, статистика.
По мере того, как растут умения кардиохирургов, уменьшается статистика несчастных случаев. Развивается собственная школа талантливых хирургов, способных выполнять любые по сложности и продолжительности операции.
- Нашей клинике, дай Бог, сохранить то, что наработано годами непосильного, круглосуточного труда. Естественно, нельзя ни выдыхать, ни останавливаться. Каждый год мы должны делать какой-то шаг вперед: как в количестве операций, так и в качестве.