Опрос краснодарцев показал, что 47% из них сталкивались с так называемым эйджизмом. Термин появился еще 1969 году, обозначив все предрассудки, связанные с возрастом. При этом от дискриминации страдают как молодые люди, так и пенсионеры. Мы предпочитаем не замечать стереотипы. Тем временем они коренным образом влияют на нашу жизнь.
Качество жизни с каждым годом растет, повышается и ее продолжительность. К такому прогнозу пришли в ВОЗ: до 2030 году количество людей старше 60 лет увеличится до 1,4 миллиарда человек и составит одну шестую населения планеты. Они могли бы работать, платить налоги, продолжать карьеру. Вместо этого будут вынуждены уйти на пенсию, потому что само общество к ним не готово.
Оксана Кондаурова столкнулась с этим даже не в 60, а всего лишь в 45 лет. Она работала финансовым директором крупного холдинга, но уже не хотела идти выше. Все заработанные деньги не могли заменить упущенные годы взросления детей. В результате захотелось сменить команду. Но даже с таким большим опытом это стало непросто:
- Оказывается, вас не всегда берут на должности, которые хотелось бы. Именно потому что в креативных командах молодая группа. Просто почувствовала, что, если я иду туда, где мне самой интересно, где молодая команда, где применяются современные тенденции, они меня стесняются. Не все рядом могут разговаривать, как им нравится, проявлять себя.
В результате женщина открыла свой бизнес – сеть салонов красоты. Она свободна от предрассудков, берет на работу не по возрасту, а по уровню подготовки и желанию развиваться в этой сфере. У нее есть и молодые практикантки без опыта, и возрастные мастера.
- Сейчас очень много внимания уделяется категории 65+: активное долголетие, скандинавская ходьба и всё остальное. А вот категория 40+ боятся заводить новые хобби, чтобы не смущаться там. Я, например, ходила на батут и понимаю, что мальчик-тренер просто не знает, с какой стороны ко мне подойти. А в скандинавскую ходьбу еще не хочется.
Другая успешная бизнесвумен Юлиана Матвиенко в 28 лет тоже столкнулась с эйджизмом, только ее считали слишком молодой. Девушка бросила карьеру руководителя HR-отдела в банке ради швейного дела.
- Швейные матерые феи меня приняли «с распростертыми руками». Мне пришлось обучиться дополнительно. Закончила колледж по профессии конструктора, чтобы с ними разговаривать на одном языке. Это в какой-то степени меня спасло. С высоты своего опыта коллеги проверяли меня на прочность. Давали понять: «Пороха ты не нюхала в этой сфере, поэтому не высовывайся». Сейчас мы уже поменялись ролями. Было обидно, потому что я ушла с руководящей должности.
Теперь в ее коллективе собраны специалисты от 18 до 74 лет. Но, призналась девушка, «дедовщина» присутствует. Иногда приходилось рассаживать работниц, проводить мероприятия по сплочению.
Юлиане нравится помогать людям за 50 реализовать свои мечты. Первым к ней обратился 65-летний повар.
- Он сказал: «Я лучше всех знаю, какой китель вообще нужен поварам, хочу сделать линейку этих кителей». В результате сейчас он имеет свой бренд поварской одежды и успешен в этом.
Статистика показывает, что наиболее благоприятный период для устройства на хорошее место в компании - 27-43 года. К этому времени люди становятся экспертами в своей отрасли и еще готовы осваивать новое. Молодежь чаще всего ищут в сферах IT-технологий, креативных и рекламных агентствах. Там приветствуются гибкость мышления, умение адаптироваться. Медицине, наоборот, чаще требуются матерые работники.
Как смириться с возрастом
От возраста не убежать, поэтому стесняться бессмысленно. Цифра в паспорте никогда не изменится. Люди вокруг могут говорить что угодно. Важно понимать внутри – со мной всё «окей». Это объясняет своим клиентам психолог Виктория Нагорная.
- Когда ко мне приходят люди 30-35 лет, я понимаю все их страхи. Они зародились в 18-20, когда им говорили: «Да кто ты такая, сиди молчи, вообще ты никто». У человека развивается синдром самозванца. Также наша проблема – манера всё обобщать. Например, когда ты познакомился с человеком 50 лет и он плохо разбирается в компьютерах, начинаешь думать: «Все старики не умеют пользоваться техникой».