Молодые люди, подростки всегда старались объединяться в группы по музыкальным предпочтениям и мировоззрению. Со временем такое явление получило научное название - субкультура.
Субкультурная революция
В СССР субкультуры появились во второй половине прошлого столетия. Стиляги - любители джаза, ревностно следовавшие западной моде, миролюбивые хиппи, бунтари-рокеры - это одни из самых популярных движений в советское время.
Настоящий субкультурный «бум» произошел в России в начале 90-х. Под воздействием заграничной массовой культуры в стране зарождались все новые и новые движения. На улицах крупных городов начали появляться реперы или хип-хоперы. Несложно догадаться, что свое название они получили от жанра музыки, стремительно набиравшего популярность за океаном. Молодые люди писали собственные текста, сочиняли ритмичные «биты» и даже снимали клипы на свои песни. Не только реп, но и альтернативный рок породил одну из популярных субкультур в России. «Гранжеры» до дыр заслушивали кассеты группы Nirvana и во всем старались подражать ее солисту - Курту Кобейну. Сегодня эта субкультура до сих пор существует, хоть она и немного смешалась с другими движениями.
Были и довольно мрачные, депрессивные субкультуры. Например, готы - ярые фанаты темной эстетики. Пессимистичное мировоззрение соответствовало их стилю, музыкальным предпочтениям и образу жизни. Разодетые во все темное, нередко с черным макияжем на лице и пирсингом в носу или ушах они всегда невольно привлекали к себе внимание прохожих на улицах городов. Не менее удивленные взгляды удостаивались представили субкультуры эмо. Внешне они были очень похожи на готов, но их образы дополняли розовые элементы в клеточку и полосочку - шарфики, носки, свитера и другие. Нередко подростки возвращались домой с синяками и ссадинами, ведь между представителями субкультур шла настоящая война. А за что? Даже сейчас никто не может ответить на этот вопрос.
Существовали и другие субкультуры: более мирные, например, «ролевики», читающие Толкиена и разыгрывающие между собой шуточные фантастические сражения, и довольно агрессивные такие как «скинхеды» - бритоголовые парни, устраивающие разборки с представителями других группировок.
Здесь и сейчас
Шло время, и какие-то старые субкультуры исчезали, а другие смешивались с другими подростковыми движениями или трансформировались. Миролюбивые «инди» - любители творчества и расслабляющей музыки в 2010-х приняли идеологию движения хиппи и стали «хипстерам». Это те самые парни, которые собирались в клетчатых рубашках, вязанных шарфах и шапочках в лофт-кофейнях. Примерно тогда же появились «винишко-тян». Особую любовь представительницы («тян» с японского означает «девушка») субкультуры питали к одноименному алкогольному напитку и интеллектуальной литературе. Узнать их можно было по стрижке под каре, очками без диоптрий и макияжу - стрелкам и темной помаде. Эти субкультуры уже утратили свою популярность, и их представителей не так часто встретишь на улицах наших городов.
На их место встали современные молодежные движения. Одна из таких - «электронная» субкультура под названием «e-boy/girl». Буква «е» - это сокращение от английского «electronic». Представители этой субкультуры - подростки, ушедшие в Интернет и посвятившие себя ремеслу блогера. В одежде и стиле «элеткроники» смешивают элементы многих движений «эмо», «гранж», «софт», «панк»… Запутаться можно! Но увидев однажды, вы их точно не сможете забыть.
Удивительно, но не все подростки любят выразительно и ярко одеваться. Представители субкультуры, получившей название «тёмная академия» предпочитают одежду неярких, темных тонов. Эстетика этого движения вдохновлена атмосферой старомодных высших учебных заведений. Представители этой субкультуры стараются подражать студентам романов вековой давности - одеваются в классическую одежду неброских цветов, читают художественную литературу и проводят время за философскими беседами. В гардеробе фаната «темной академии» обязательно должно быть длинное пальто, свитер, классические брюки или юбка черного или оттенков бежевого, коричневого или серого цветов.
Увлекается современная молодежь и аниме (японской анимацией). Субкультура «dead inside» зародилась всего несколько лет назад, но сразу обрела популярность среди российских подростков. С английского это выражение переводится как «мертвый внутри». Депрессивные подростки увлекаются аниме, видеоиграми и русским репом. «Дед инсайды» признаются, что в жизни их ничего не интересует, все кажется унылым. Часто они переживают без весомого повода. Одеваются они так же необычно: длинные, черные или белые волосы, клетчатые брюки, темная верхняя одежда.
Кажется, что молодые люди только и занимаются тем, что выдумывают все новые и новые движения. Старшее поколение часто ругает подрастающее, упрекая его в легкомысленности и инфантилизме. На мой взгляд, совершенно несправедливо.
Ведь сегодня бывшие рокеры, когда-то игравшие в студенческой группе и мечтавшие о карьере звезды мировой сцены, ходят на работу и воспитывают собственных детей. Наверняка, и некогда модные стиляги и дружелюбные хиппи теперь нянчатся с внуками, рассказывая им небылицы о своей юности. История циклична: многие из тех, кто раньше считал себя частью какого-то движения, выросли достойными людьми в приличных костюмах и с такой же приличной зарплатой. Потому боятся нечего - молодое поколение также повзрослеет и поймет, что действительно важно в этой жизни. Разрешить вечный спор «отцов и детей», конечно, не выйдет, но нужно сделать небольшой шаг в эту сторону: попытаться понять, прислушаться к ним, может, даже в чем-то поддержать. Вряд-ли молодой бунтарский дух своевременно оценит этот жест, но пройдет время, и они вспомнят, что вместе упрёков получили от вас заботу и помощь.