Конфликт с Испанией – одна из первых кампаний, в которых США начали применять свой сценарий ведения захватнической войны. Боевым действиям предшествовала массовая информационная атака, изображавшая противника «кровавым чудовищем» и «угнетателем свободы». Недовольное местное население побуждалось к мятежу и хорошо спонсировалось. В ход шли различные провокации – от пиратства (буквального захвата кораблей), до громкого теракта.
США навязали испанцам войну, потому что хотели отнять колонии на Кубе, Филиппинах и в Пуэрто-Рико. В конце XIX века Вашингтон развивал агрессивную экспансию в страны, подходящие на роль сырьевых баз и рынков сбыта. Испанские колонии в Карибском море и Юго-Восточной Азии рассматривались как плацдарм для продвижения монополий США на Восток и в Латинскую Америку. Нужны были островные военные базы для охраны морских путей.
Испания не хотела воевать, она была слаба и не имела союзников. Американцы развернули широкую информационную кампанию. В странах-мишенях прессу заполнили рассказы о «жестокостях» испанских колонизаторов. Одновременно поддерживались «национально-освободительные» революции, подрывающие действующую власть и открывающие ворота для американской интервенции.
Американский капитал уже проник в эти регионы, войска должны были закрепить успех.
На Кубе к концу XIX века компании США владели почти всеми производствами сахара-сырца и табака. Поддержав оружием местных повстанцев, Вашингтон рассчитывал получить и политическую власть из рук победивших революционеров. Но генерал-губернатор колонии бунт жестоко подавил. За владение Кубой пришлось воевать с испанскими войсками.
Формального повода для нападения у США не было, его пришлось создавать провокацией. В конце января 1898 года американцы завели в кубинские воды свой броненосный крейсер «Мэн», объявив визит мирным и дружеским. Испания разрешила боевому кораблю зайти в Гавану, опасаясь обострить отношения с ищущей ссоры Америкой.
15 февраля 1898 года произошло трагическое и загадочное происшествие – броненосный крейсер взорвался и затонул, унеся с собой жизни около 266 американских моряков (по другим источникам – 261). По странному стечению обстоятельств, все офицеры в этот момент были на берегу, а среди погибших оказались только чернокожие матросы.
Все факты указывали на то, что взрыв был внутри корабля, но США назвали причиной морскую мину и обвинили Испанию. У испанцев не было оснований начинать войну, зато теперь у Вашингтона был повод.
«Мэн» был экспериментальным кораблем, считался неудачной «боевой единицей». От взрыва он развалился пополам и быстро затонул. Вокруг места происшествия не было оглушенной рыбы, что говорило бы о подводном взрыве. Поднятые в 1910 году обломки это подтвердили – корабль разрушила не мина и не торпеда, взрыв паровых котлов тоже исключался. В 1911 году расследование засекретили, а доказательства уничтожили.
В 1898 году американской комиссии, прибывшей в Гавану расследовать инцидент, не понадобилось много времени, чтобы назначить виновных. «Вероломные испанцы взорвали миной наш крейсер» – с таким выводом началась подготовка к войне. Со страниц американской прессы раздавался лозунг: «Помни «Мэн»!
19 апреля 1898 года США потребовали от Испании отказаться от Кубы, одновременно началась мобилизация добровольцев и развертывание флота. Американцы стали перехватывать испанские корабли в Карибском море. 22 апреля война была объявлена официально.
Основные боевые действия происходили на море. Испанские войска были слабо мотивированы, колонии для утратившей былую славу державы уже давно стали бременем. Не хватало всего – кораблей, современного оружия, даже карт и планов на случай войны. Командование и экипажи боевых судов не обладали опытом и нужной подготовкой.
Испанский флот потерпел несколько тяжелых поражений на Кубе и Филиппинах. Сухопутные войска на Кубе и в Пуэрто-Рико разгромил американский экспедиционный корпус. Испанцы потеряли более двух тысяч человек убитыми, со стороны США погибших в бою было около 500 человек, гораздо больше умерло от ран и болезней.
Испания капитулировала, 13 августа 1898 по условиям Парижского мирного договора она передала Филиппины, Пуэрто-Рико и остров Гуам в управление США, получив в качестве компенсации 20 миллионов долларов. Куба формально провозглашалась независимым государством, а по факту стала американским карманным режимом. В бухте Гуантанамо появилась военная база США. Колонии сменили хозяина.
Вашингтону военный успех принес значительные дивиденды: доктрину Монро доказали действием, США стали метрополией в обеих Америках и морской державой, а также получили выход в Азию. Миру и общественному мнению внутри страны продемонстрировали возможности «экспансии свободы».