Подпишись, и будь в эпицентре жизни Краснодара
У вас есть важная информация, которой вы готовы поделиться с редакцией? Свяжитесь с нами
Меню Общество «Мы шли в автоматные роты»: воспоминания кубанского поэта Ивана Вараввы о боях с фашистами
04.02.2023 18:48

«Мы шли в автоматные роты»: воспоминания кубанского поэта Ивана Вараввы о боях с фашистами

Кубанский поэт Иван Фёдорович Варавва. Фото: из личного архива семьи Варавва
Кубанский поэт Иван Фёдорович Варавва. Фото: из личного архива семьи Варавва
Читать Телеканал Краснодар:

Его вдохновил и в него поверил сам Александр Твардовский. На экране в фильме «Офицеры» его образ передал актёр Василий Лановой. Иван Варавва – не просто поэт, он мастер литературного слова, тонко чувствовавший этот мир.

На выпускном вечере десятиклассников Староминской средней школы он читал свои прощальные стихи. Дальше – фронт. Об августе 1942 года он писал:

Пыльная дорожка облаком клубится,

Где зарю в пшенице пьют перепела,

Покидают хлопцы тихую станицу –

Каждому разлука сердце обожгла.

Позвала товарищей служба фронтовая:

В горы, к партизанам в темные леса.

Матери платками слезы вытирают,

Тихо выцветают ясные глаза.

Не грустите, милые, мы вернемся скоро,

Не беда, что воину – восемнадцать лет.

Пыльная дорожка, Родины просторы,

Орудийным громом взорванный рассвет…

(«Пути-дороги», лето 1942 года, станица Староминская – город Горячий Ключ)

В своих воспоминаниях Иван Варавва писал, что под бомбежками и обстрелом немецко-фашистской мотопехоты спешили бойцы к предгорьям Кавказа, где должен был состояться главный бой. За спиною в это время алел горизонт, горела пшеница, пылали вокзалы и нефтебазы, дрожала от взрывов кубанская земля.

- Неожиданно задержались возле понтонной переправы через бурную Кубань, у станицы Пашковской. Переправа забита людьми, лошадьми, повозками. По приказу мы отходили дальше, а на оборону переправы оставили таких же, как и я, краснодарских выпускников-школьников, оснащенных учебными деревянными винтовками, которые «под расписку» им предстояло сдать, взамен получив боевое оружие…, - написал Иван Варавва в своей книге «Пожары Отечества».

В стихотворении «Зоревое лето» Иван Фёдорович описал дымящиеся кубанские тополя, полыхающие травы, раненого солдата, оставшегося возле переправы. Он лежал с кровоточащей раной под палящим солнцем…

Совсем еще юные, не готовые к войне кубанцы, находились в лесу, у поселка Горячий Ключ. Шли они на Краснодар, но там уже были немцы. О дальнейшем пути никто не знал. Но, несмотря на страх и неопределенность, молодые солдаты помнили приказ главнокомандующего Иосифа Сталина: «Ни шагу назад!».

В 1943 году начались тяжелые бои по освобождению от фашистских захватчиков Кубани. Иван Варавва участвовал в сражениях за родную святую землю, в прорыве вражеской «голубой линии», брал штурмом высоты «Сопка героев» под Крымском. Тогда же был ранен и контужен. Далее вместе с однополчанами освобождал город-герой Новороссийск, затем Украину, Белоруссию, Польшу. Как пишет сам поэт: он горел, тонул, познал атаки и контратаки, с боем выходил из окружения. Дошел до Берлина и оставил на здании рейхстага свой автограф. О тех, кто вместе с ним боролся с фашизмом, Иван Фёдорович написал стихотворение «Ребята из тихой станицы»:

Одним на земле обелиски

В тиши площадей возвели,

Другие в армейские списки –

В посмертную службу вошли.

А третьи в родную станицу

Вернулись в положенный срок,

Походную пыль заграницы

Смахнули с тяжелых сапог!

(1947 год, станица Староминская)

Иван Варавва вместе с родными. Фото: из личного архива семьи Варавва
Иван Варавва вместе с родными. Фото: из личного архива семьи Варавва

Наталья Варавва – невестка поэта – поделилась с телеканалом «Краснодар» своими воспоминаниями об Иване Фёдоровиче. Для неё он – не просто отец, не просто дедушка, а «Человек-легенда, человек-эпоха». Смотреть на него можно было только с придыханием. И эти слова не преувеличение.

- Вместе со своим другом они попали в засаду и выжили. Им удалось убежать от немцев. Те, кто остался сзади – тех расстреляли. Иван Фёдорович с другом окольными путями вышли к одной из наших частей. Он всегда рвался вперед, брал с собой в рюкзак побольше гранат и патронов. Был такой случай: он заскочил в воронку, а его однополчане увидели, что рюкзак дымится. Они еле-еле успели выбросить его из ямы, - рассказала Наталья Анатольевна.

После войны кубанский поэт служил в рядах НКВД, боролся с бандеровцами. После этого поступил в Литературный институт. Родные считают Ивана Варавву героической личностью. Он был крепким, характерным и устремленным человеком.

- Это такая вера в Победу! Эту веру он питал от своей земли. Он был патриотом. Патриотизм и любовь к Родине – в каждой строчке его стихотворения. Если не любить её, не будет и веры в Победу. После войны Иван Фёдорович прославлял свою родную землю. Он говорил: «Пусть меня сегодня молодое поколение мало читает, некоторые не понимают. Я верю, время все расставит по своим местам и для будущих поколений мои стихи будут актуальны, близки и понятны». Этот человек был огромной души, непомерной любви к своей земле и Родине, - поделилась воспоминаниями Наталья Анатольевна Варавва.

Стихотворения опубликованы в поэтическом сборнике Ивана Вараввы «Пожары Отечества», издательство «Советская Кубань», Краснодар, 2001 год (стр. 5, 6, 55, 57, стр. 251).

#освобождениеКраснодара