Система международных отношений в странах Латинской Америки до середины прошлого века сильно отставала от Европы, Восточной Азии и Ближнего Востока. Происходило это из-за географической удаленности американских континентов от центра самых важных военно-политических событий на планете и авторитарной позиции США, стремившихся к тотальному контролю в регионе. Согласно «доктрине Монро» («Америка для американцев»), провозглашенной в 1823 году, Вашингтон пытался изолировать соседние страны от мировой политики.
В 1920-30-е годы латиноамериканские государства и между собой имели слабые связи, они только начали искать контакты и взаимодействия в масштабах материка. После Первой мировой войны, когда Европе было не до заокеанских держав, Латинская Америка полностью замкнула свою экономику на США. Тесные торговые связи помогали наполнять бюджеты, но создавали постоянную угрозу военного вторжения со стороны северного соседа.
Государства Латинской Америки в мировом хозяйстве заняли роль экспортеров аграрно-сырьевой продукции монокультурного толка. Отсюда произошло пренебрежительное прозвище «банановые республики», характеризующее бедные государства с нестабильной политической обстановкой. Аргентина и Уругвай поставляли пшеницу, мясо и шерсть, Бразилия производила кофе и каучук, Куба – сахарный тростник. В Боливии, Чили и Перу добывали цветные металлы.
Инвестиции США направляли в самые перспективные отрасли латиноамериканской экономики. В первой половине XX века в регионе функционировали больше тысячи американских компаний, в основном нефтяные, горнорудные, промышленные, торговые и сельскохозяйственные. На Латинскую Америку приходилась треть зарубежных инвестиций США.
До Второй мировой войны, используя разнообразные средства, Соединенные Штаты получили власть над Кубой, Мексикой, государствами Центральной Америки и Карибского бассейна. В Южной Америке, благодаря расчетливо предоставлявшимся займам и субсидиям, североамериканские компании подчинили себе экономики Венесуэлы, Чили, Колумбии, Боливии.
«Доктрина Монро», делившая весь мир на европейскую и американскую системы международных отношений, поначалу обеспечивала безопасность странам южной Америки. Но с формированием местных национально-патриотических сил, стали очевидны минусы отсутствия суверенитета. В обществе росло негативное отношение к «доктрине Монро» и политике, проводившейся на ее основе.
Финансовая и экономическая интервенция в Латинскую Америку проводилась американскими компаниями при активной поддержке Госдепа. Политика тесного
взаимодействия государства и частного капитала в вопросах экономической экспансии еще в 1910-х годах получила название «дипломатии доллара». То есть, доступ к кредитам и инвестициям получали только лояльные Вашингтону правительства, создающие все условия для деятельности американских компаний на своей территории. Используя финансовую зависимость, США свободно манипулировали политическими силами в Латинской Америке, меняя неугодные режимы.
«Дипломатия доллара» соседствовала с «политикой большой дубинки». Этот термин связан с высказыванием президента США Теодора Рузвельта о том, что, проводя политику в Латинской Америке, американскому правительству следует «говорить ласково, но держать за спиной большую дубинку». Исходя из этого был сформулирован тезис о праве США на военную интервенцию с целью предотвращения возможного вторжения других государств, а также в целях защиты жизни и интересов американских граждан.
До 1933 года администрация США регулярно прибегала к вооруженным интервенциям в соседние страны. Трижды американские войска вводились в Доминиканскую Республику и на Кубу, четырежды – в Гондурас. В 1914 и 1916 годах интервенционистские действия США предпринимались в отношении Мексики, в 1915-1934 годах США фактически оккупировали Гаити, а в 1912-1933 годах (с небольшим перерывом) – Никарагуа. В 1918-1920 годах под предлогом защиты американских граждан Соединенные Штаты отправляли свои войска в Панаму и Гватемалу.
В 1933 году США декларировали переход от «Политики большой дубинки» к «Политике доброго соседа», которая предусматривала использование более гибких форм утверждения их гегемонии на Американском континенте.
Когда в 1970-х в ряде стран Латинской Америки к власти пришли левонационалистической режимы, правительство США пустило в ход все средства, чтобы не допустить национализации своих компаний. Вашингтон поддерживал любые радикальные силы, которые дестабилизировали политическую обстановку в соседних государствах, не позволяя им проводить собственную политику. В более усовершенствованных формах этот подход используется до сих пор.