Продолжаем знакомить своих читателей с культурой национальностей, проживающих с нами по соседству. В преддверии Дня народного единства рассказываем об обычаях, истории, ценностях и искусстве народов Кубани. Кто такие адыги – узнаете сегодня.
Точкой отсчета летописи Нальмэс считают 1936-ой год. Министерство культуры Адыгеи издало приказ о создании Государственного ансамбля песни и пляски - первого, где народные произведения исполняли профессионально. Предшествовало этому открытие в Краснодаре театрального техникума. Из его выпускников был создан колхозно-совхозный театр, в состав которого входили певцы и танцоры. Театр и стал основой для Нальмэс.
- Великая Отечественная война тоже коснулась, конечно, ансамбля. Всем мужским составом они ушли на фронт, мало, кто вернулся. Пришлось заново набирать коллектив, дальше он, конечно, развивался. Естественно, там, где наша диаспора проживает, это для нас важные страны – Турция, Сирия. Даже сейчас в непростое время продолжаем гастролировать. Естественно, это и дальнее зарубежье, Соединенные Штаты, ни раз там коллектив был. Вообще сейчас в приоритете, ну по крайней мере у меня, это наша страна, - поделился Аслан Хаджаев, народный артист Республики Адыгея, заслуженный артист Кубани и Республики Абхазия.
Главный принцип художественного руководителя Аслана Хаджаева - исполнять только адыгские, черкесские танцы. Конечно, все мы произошли от хоровода. Но у этого народа - свои невероятные ритмы, заставляющие сердце быстрее биться, а ноги - следовать за музыкой. Танцы в Адыгее быстрые, ритмичные, мужественные. Потому что они помогали в воспитании и закалке, готовили юношей к походам и подвигам. Куда же адыги без праздников? И здесь нужны танцы - задорные, с особым колоритом. И что самое главное, сейчас у публики есть запрос на истинно народное.
Адыги являются настоящими хозяевами кубанских степей. Как считают ученые, они произошли от древнего народа - меотов. Это имя собирательное. Под ним у греков и римлян числились несколько родственных племен с общей культурой, существовавшие до 4 века нашей эры. Меоты жили по берегам реки Кубань. Они оставили пять городищ и сотни захоронений, которые теперь сокрыты под современными домами и улицами. А еще - множество тайн, будоражащих публику. И многие исследователи считают, что меоты - предки адыгов. И этот кавказский народ, на удивление, еще имеет общие черты с жителями северной Европы. Какие? Они изначально были друидами - то есть язычниками, которые обожествляли природу и деревья. Отсюда и необычные мотивы в вышивке, необычные атрибуты. Это уже понятно на примере ореховых флагов и жезла распорядителя свадьбы.
- Когда ходили в гости, старались подарить то, что в хозяйстве пригодится. Наступала свадьба, приезжали родные жениха, а родители невесты не выходили. Невесту забирают, с песнями привозят в дом, встречают с гармошкой и танцами помещают в специально для нее отведенную комнату. Все гости заходили, ее поздравляли. Сама свадьба проходила без жениха. Почему? Адыги скромны в проявлении своих чувств. вручную делали. Был такой случай, жених постучал в окно невесте, танцевал и говорил, как счастлив, но так, чтобы никто не видел. Свадьба шла 7 дней, на седьмую ночь невесту возвратили, - рассказывает о традициях Сафиет Шамова, председатель Краснодарской краевой общественной организации «Ошхамаф»
После девушке давали еще месяц на раздумья, это время она не жила в доме мужа. Новый год тоже праздник особенный, отмечают его в День весеннего равноденствия. В давние времена и ритуалы были особые, имеющие свое значение.
На самом деле, адыги еще зовутся черкесами. И география расселения обширная. Этот народ вы встретите в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Абхазии, а еще и в Турции. История адыгов полна необычных сюжетных поворотов. Народ мирный и дружелюбный, но никогда не давал себя в обиду и славился ратной удалью. И этот братский народ прошёл рука об руку немало испытаний с казаками, показав на деле, что такое настоящая дружба.
27 июля 1922 года была образована Адыгейская автономная область, ее органы власти размещались в Краснодаре. Это начало отсчета летописи республики. В этом году ей исполнилось 100 лет! Событие широко отмечают не только в Адыгее, но и в Краснодаре. Так, в Литературном музее провели тематическую выставку. Экспонаты - книги! В этих печатных сокровищницах хранятся необычные факты о традициях наших соседей. Книги Нальбия Куёка передала жена писателя из своего личного архива. Она, пожалуй, была самой преданной поклонницей творчества известного во всём мире адыгского автора.
Большой праздник в Музыкальном театре посвятили сразу двум датам - 100-летию Адыгее и 85-летию Кубани. Артисты сводного детского хора Республики Адыгея и Краснодарского края исполнили для зрителей народные песни. Культурную дружбу продолжили и профессиональные артисты - выступили народный ансамбль «Исламей» и кубанский казачий ансамбль «Криница». В фойе театра народные мастера познакомили гостей с историей и культурой адыгейского народа и кубанского казачества.
- Мы добрые соседи, мы живём вместе. Когда 100 лет назад была образованна Адыгейская (Черкесская) автономная область, столица ее находилась в городе Краснодаре, поэтому наши народы, населяющие и Краснодарский край и Республику Адыгея, обречены жить в мире в согласии, взаимопонимании, - отметил Юрий Аутлев, министр культуры республики Адыгея.
Собрала общество адыгов в Краснодаре Сафиет Шамова. Она родилась в этом городе в семье учителя русского языка и литературы, но чувствовала тягу к родным традициям. Теперь знания она передает воспитанникам. Один из них - Аслан Хут, сейчас сам учит детей народным танцам.
Пример того, как важны такие общественные организации, - Довлет Аббасов. Он учится в колледже имени Римского-Корсакова и в своем пути на большую сцену не забывает о родной культуре.
- Шичепшин – народный инструмент с двумя струнами из хвоста лошади и смычком. Смычок изогнутый, круглый. Украшали рогами животного, которому поклонялись. Инструмент складывался вниз, в сапог. Другой традиционный инструмент – трещётки. Трещетки делались из специального дерева – акация, твердые породы. Ими можно делать красивые комбинации, - рассказывает Сафиет Шамова.
Кажется, что с такой трещёткой - пхачич - управляться легко. Однако есть нюансы. От того, как продеть мизинец в петлю на инструменте, до того, с какой силой взмахивать рукой.
А еще только кажется, что длинная адыгская черкеска - очень громоздкая одежда. На самом деле, это один из самых удобных костюмов. Его функциональность вырабатывалась веками. Длинные рукава означали у адыга то, что он мирный, ничем не занят. Только мужчина закатал рукава - значит идет работать или на битву.
Женский костюм называется сай. Длинный, состоял из нескольких частей: нижняя нарядная рубашка, верхнее основное платье с серебряными либо золотыми застежками. Головной убор, задний шелковый платок. Серебряный пояс всегда был украшен узорами.
Как дружба растёт из улыбки, мощный лес из робких ростков, так и культуры сплетаются в единый узор из простых, человеческий вещей. Например, художественный руководитель Нальмэс Аслан Хаджаев когда-то работал в Кубанском казачьем хоре.
- Я всегда гордился своей страной, что она многонациональная. Когда я работал в Кубанском казачьем хоре, всегда с гордостью смотрел на культуры других стран. Уровень других стран и нашей даже не сопоставимы. У нас такое многообразие, ни одна страна мира не может похвастаться. При всей нашей разности мы очень похожи внутри нашей страны. Не ценить это, не оберегать это – большая глупость, - подчеркнул Аслан Хаджаев.
- Не оторваться от корней, если ты носишь свою фамилию, ты хотя бы должен знать, кто ты по национальности. Уважение к женщине, уважение к матери, уважение к Родине, почитание отца – это есть в каждом. У нас задача общая у всех национальностей, чтобы наша молодежь была носителем этой культуры, - убеждена Сафиет Шамова.
- Очень важно уважать соседние народы, потому что, не уважая соседние народы, ты не уважаешь свой народ. Получается, ты пачкаешь свою культуру. Мы – это то, что мы делаем и говорим. Так нас и будут оценивать, - добавил Аслан Хут.
Ранее мы рассказывали про особенности культуры армян.