Подпишись, и будь в эпицентре жизни Краснодара
У вас есть важная информация, которой вы готовы поделиться с редакцией? Свяжитесь с нами
Меню Общество Признание референдумов Западом зависит не от международного права, а от политической повестки
06.10.2022 13:15

Признание референдумов Западом зависит не от международного права, а от политической повестки

фото: телеканал «Краснодар»
фото: телеканал «Краснодар»
Читать Телеканал Краснодар:

Глава российского МИДа Сергей Лавров выразил желание, чтобы «все страны мира осознали новую реальность», в которой у Российской Федерации стало на четыре региона больше. Признание референдумов Западом, по мнению дипломата, для нашей страны абсолютно непринципиально.

На карте мира после Второй мировой войны возникали и исчезали многие государства. Западные страны нередко признавали и поощряли референдумы и другие формы высказывания за независимость, проводимые вопреки законной власти. Большой «парад суверенитетов» в странах советского блока прошел в 1990-1991 годах.

Особенно тяжело пришлось Югославии, в которой отделение республик обернулось кровопролитными гражданскими войнами. Сначала о суверенитете объявила Словения, в декабре 1990 года прошел референдум, согласно которому «за» высказались 88,5%. Еще больше голосов с положительным ответом на своем голосовании получила Хорватия в мае 1991 года. Через несколько месяцев Югославия лишилась и Македонии (74% за).

Желающих образовать отдельное государство в Боснии и Герцеговине было 63%, и в общее число не входили местные сербы (49% населения), потому что бойкотировали референдум. В 1992 году на территории Боснии и Герцеговины появилась самопровозглашенная Республика Сербская, которая оставалась непризнанной до 1995 года.

Получению официального статуса предшествовал жестокий межэтнический конфликт. Этнитет Республика Сербская был признан по результатам Дейтонских соглашений — мирные переговоры проходили при активном участии США, которые предложили создание боснийско-хорватской федерации.

Параллельно с распадом Югославии республики Советского Союза тоже стали объявлять о суверенитете. Латвия 3 марта 1991 провела «избирательную консультацию по вопросу о независимости». 88% проголосовали за, хотя юридической силы процедура не имела. В Литве также прошло голосование о независимости в форме опроса (90% за), парламент в нарушение международно-правовой практики утвердил результаты в качестве итогов референдума.

В Эстонии 78% участников опроса высказались за суверенитет. Особенностью голосования было то, что поучаствовать в нем могли только «правопреемные граждане» — те, кто имел гражданство Эстонии до 1940 года, и их потомки.

«Парад суверенитетов» был грубым нарушением конституции СССР и по сей день может быть оспорен в суде. Верховные советы отделившихся республик проигнорировали итоги Всесоюзного референдума о сохранении СССР от 17 марта 1991 года. На нем 76% проголосовали за сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик.

Что касается автономий, входивших в бывшие республики Советского Союза, то Закон СССР наделял их правом самим решать, остаться ли в СССР. В Грузии мнение Абхазии и Южной Осетии проигнорировали. Абсолютное большинство, почти 100%, жителей этих регионов высказались за независимость. Правительство Грузии применило военную силу в ответ на желание отделиться. В 2008 Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии.

В Сербии в 2008 году парламент автономного края Косово и Метохия в одностороннем порядке объявил о независимости. Мятежный сербский регион, населенный преимущественно албанцами, много лет находился под управлением сил ООН.

Суверенитет самопровозглашенной Республики Косово тут же признали Франция, Великобритания и США. Позже к ним присоединилась Германия. Россия и Китай высказались против. Согласно конституции Сербии, парламент автономного края не обладает необходимыми для отделения полномочиями, по закону суверенитет Косова невозможен.

В 2010 году международный суд ООН признал, что провозглашение независимости Косова не противоречит нормам международного права. США сразу выступили с заявлением, что это решение не создает прецедент для других самопровозглашенных образований. Вероятно, это стоит считать примером применения «порядка, основанного на правилах» — игнорированием США международных правовых норм, когда они не соответствуют американской политической повестке.