Колонна новобранцев продолжала движение по городу в сторону Пашковки. На улице Красной прохожих было мало. Трамваи уже не ходили. Колонна шла вдоль трамвайной линии в сторону улицы Тельмана (ныне Постовая).
Семнадцатилетние мальчишки видели кинотеатр «Колосс». Тога это был самый большой кинотеатр в городе. Сейчас на его месте находится Музыкальный театр. Сюда ребята убегали с уроков, визжали от восторга, когда Чапаев верхом на коне, с саблей и в развевающейся бурке гнал белых офицеров. Смотрели «Если завтра война», и не подозревали, что бои могут быть в Краснодаре.
- Мы знали, что «… на вражьей земле врага разгромим малой кровью, могучим ударом!» Нас убеждали в этом и кино, и радио, и газеты, и песни. Тогда в каждом кинотеатре перед началом сеанса играл оркестр и выступали певцы. Так что же случилось? Коварные фашисты напал внезапно, разорвав «Пакт о ненападении». Они тайно собрали превосходящие силы и неожиданно обрушили на страну страшный удар, - написал ветеран Великой Отечественной войны Сергей Дробязко.
Краснодарцы получали продукты по карточкам, но гордились славной Красной Армией. Воспоминания о детстве и юности крутились в голове, пока новобранцы шли по Красной, мимо кинотеатра «Великан» (сейчас «Квартал»), Дворца пионеров. Командиры пытались ввести дисциплину, говорили: «Прекратить разговоры! Подравняйсь!». Трудно было ребятам выполнять команды, потому что чья-то мама вбегала в строй, что-то горячо говорила сыну.
- Парни же смущенно старались избавиться от материнской опеки. Никак не могли понять мамы, что их мальчики уже стали взрослыми мужчинами. На пересечении Красной и трамвайной линии витрины снаружи были забиты досками, окна оклеены полосками бумаги. Не было слышно звонков и дребезжания трамваев, что особенно создавало какую-то угрюмую настороженную тишину, которую на время прервало появление нашей шумной колонны, - вспоминал Сергей Григорьевич.
На улице Пролетарской (Мира) увидели детскую библиотеку, куда летом бегали босиком. Тогда все ребята в летнее время ходили босыми. Самые лучшие книги были в читальном зале. Строгая библиотекарь выдавала их, тщательно проверив хорошо ли вымыты руки. Книги были с картинками и богато оформленные. Далее прошли небольшой кинотеатр «Арс» («Смена»). Смотрели когда-то там комедию «Волга-Волга», фильм «Трактористы». Увидели новобранцы Художественный музей, куда Сергея и его одноклассников водили на экскурсию.
- Помнится, здесь мы, как «ценители» искусства единодушно признали лучшей картиной портрет курящего мужчины. На следующем углу показался сквер, в котором еще сохранились остатки постамента памятника Екатерины. По утрам, когда приходилось бегать через сквер на работу, там из репродукторов набатом гремело: «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…» От этих слов и могучей музыки ознобом охватывало кожу. На выходе из сквера меня догонял торжественный голос Левитана: «От Советского информбюро…после ожесточенных боев наши войска оставили…», - написал Сергей Дробязко.
Горько было слышать, что города оставляли. Ведь гнали же немцев под Москвой, и Ростов освободили, вся страна была начеку, терпела лишения и знала, что придет грозный час, но за ним освобождение и мир.
После колонна прошла мимо нефтезавода, где работал Сергей Дробязко. О страшном происшествии в цеху расскажем в следующей публикации на сайте. О начале призыва в Краснодаре можно почитать в предыдущем материале.