Варвара Гавриловна Кукушкина (Нечаева) родилась в Тамбовской области, закончила фельдшерско-акушерскую школу в 1938 году, работала в городской больнице. В Краснодарском военном госпитале трудилась 20 лет – с 1963 по 1983 годы – медсестрой 1-го терапевтического отделения.
Финская кампания и операция с академиком Николаем Бурденко
В Финскую кампанию с 1939 по 1940 годы Варвара Гавриловна лечила раненых. Их было так много, что из Финляндии везли в Тамбов. В городских школах развернули несколько госпиталей. Медсестру направили в тот, где лежали раненые в грудь и живот. Одновременно, среди них были и обмороженные солдаты. Было у медсестер и санитарок сострадание к искалеченным парням. Сначала Варвара Кукушкина волновалась, подавая хирургам инструменты.
- Когда уже стала спокойно и уверенно чувствовать себя, вдруг начальник отделения предупредил, что сегодня я буду оперировать с Николаем Ниловичем Бурденко. «С академиком?!», – вырвалось у меня. «Да, с главным консультантом Красной Армии. Не переживай, оперирует он спокойно». И всё же, когда Бурденко вошел в операционную с полусогнутыми руками в перчатках, мои пальцы слегка задрожали: «Не осрамиться бы мне перед ученым с мировым именем?!» Он сказал всем: «Доброе утро». Мне кивнул: «Начнем, девушка…Скальпель…», - вспоминала Варвара Гавриловна.
Вскоре медсестра забыла, кому подает пинцеты и зажимы. Закончив операцию, Николай Бурденко поблагодарил всех.
Отечественная война 41-го
С наступлением Великой Отечественной войны Варвара Кукушкина работала старшей операционной сестрой 17 медико-санитарного батальона 14 гвардейской стрелковой дивизии. Учитывая опыт в Финской кампании, её сразу мобилизовали.
Скольким раненым хирурги сделали операции с её помощью – не считала. Вспоминались не только спасенные и вылеченные солдаты и офицеры, их стоны и страдания в бессознательном состоянии, но и где медсестры их лечили, как делали операции при свете керосиновых ламп, с самодельными рукомойниками и примусами. Операционную разворачивали в санитарных палатках. Это было самое чистое и удобное место. Также оперировали в разрушенных домах и в землянках, на опушке леса и в балках.
В городе Мерефе, в котором не осталось неповрежденными ни одного дома, в палатке лежал на операционном столе раненый сержант. И тут бомба небольшого калибра разорвалась рядом! Сержанта убило, хирурга ранило в голову, и он скоро скончался.
- У меня из левой кисти потекла кровь, оглушило. Я пальцами зажала артерию выше локтя и держала до наложения швов. Еще с болью, но через неделю опять встала к столу. Самое же ужасное было не здесь, а под Харьковом, в селе Циркуны весной 42-го при отступлении наших войск. Утром налетели вражеские бомбардировщики и начали сбрасывать бомбы, поливать нас и хаты из пулеметов. Мы спрятались, кто где смог: в погребах, в подвалах домов. Думали: улетят, перевяжем тех, кого ранило, не миновали их пули или осколки, - написала в 1995 году Варвара Гавриловна.
Танки смерти и танки спасения
Едва же разорвалась последняя бомба, из-за пригорка появились немецкие танки с крестами на башнях и открыли по селу огонь из пушек. Среди персонала поднялась паника, были слышны разные выкрики. Кто успел добежать до машин – вырвались из-под обстрела и разрывов снарядов. Варвара Кукушкина тоже мигом очутилась в полуторке вместе с врачами. Но одного из них сразу ранило в голову, второго – в живот. Оба тут же скончались. В это время мотор машины чихнул и заглох, она прокатилась несколько метров и стала.
- Спасайся, кто как сможет! – подал команду командир медсанбата.
Медсестра спрыгнула на землю и застыла на месте, не зная, в какую сторону бежать. Вдруг увидела на шляхе советский танк со звездой на башне. Он остановился, открылся верхний люк. Из него высунулась голова в шлеме.
- Девушка! Сюда! – позвал танкист.
Медсестра мигом подбежала к танку. Из нижнего открытого люка её схватили за плечи и втянули в танк.
- Газу! – крикнул из башни командир, и танк помчался из-под обстрела.
- Мне повезло и на этот раз – осталась живой и вовсе невредимой. До земли поклон нашим танкистам за мое спасение! Потом они помогли мне найти медсанбат, который пополнили врачами и медсестрами. С ними я встретила Победу под Берлином, - вспоминала ветеран войны и Краснодарского военного госпиталя, лейтенант медицинской службы в отставке Варвара Гавриловна Кукушкина.
Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны написаны по материалам дела Фонда 1432, оп. 4, ед.хр. № 21 «К 50-летию Победы и 75-летию госпиталя. Память об Отечественной войне 1941-1945 гг. ветеранов войны Краснодарского военного госпиталя» Государственного архива Краснодарского края.