Меню Общество 1 января: какие праздники и памятные даты отмечают в мире, России и на Кубани
01.01.2022 06:08

1 января: какие праздники и памятные даты отмечают в мире, России и на Кубани

Новый год

Первый день года по григорианскому календарю наступает 1 января. В большинстве стран мира смену дат отмечают, как яркий праздник. С учетом временных поясов, Новый год первыми встречают жители островов Лайн в Тихом океане. Последними переворачивают календарь на островах Американского Самоа.

Начинать год с 1 января стали в Риме при Юлии Цезаре в 46 году до нашей эры. Российская империя объединила свой календарь с римским с 1700 года. Последней на данный момент страной, присоседившейся к празднованию январского Нового года, стал Таиланд – в 1941 году.

Новогодние традиции отличаются в разных культурах, но некоторые стали общими для всех. Например, хлопушки и фейерверки пришли к нам из Китая. Изначально пиротехника должна была отгонять злых духов, а теперь стала неотъемлемой частью праздника.

В советской России, после революции 1917 года, Рождество запретили, а Новый год не отмечали. Только в 1935 году традицию вернули в качестве детского праздника. Еще два года спустя в Колонном зале Дома Союзов нарядили елку. Возрожденный рождественский обычай стал символом светского Нового года.

Всемирный день мира

Романо-католическая церковь ежегодно отмечает Всемирный день мира 1 января. В 1967 году римский папа Павел VI провозгласил День торжества Божией Матери Марии днем, когда всем верующим стоит обратиться к Богу с молитвой о мире. 17 декабря 1969 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила памятную дату официально. 1 января верующие по всей планете просят Бога прекратить войны и послать людям мир на Земле. Церковь обращается к пастве с призывом: «Прости, и ты обретешь мир». В посланиях понтификов в этот день идет речь об ослаблении напряженности в международных и межгосударственных отношениях. О соблюдении прав человека и экономическом развитии.

Учёные открыли планету Церера

Карликовую планету, названную в честь римской богини плодородия, открыл итальянский астроном Джузеппе Пьяцци 1 января 1801 года в Палермской астрономической обсерватории. Церера находится в поясе астероидов внутри Солнечной системы, это самая близкая к звезде планета-карлик. Долгое время ее причисляли то к планетам, то к астероидам, но в августе 2006 года Международный астрономический союз окончательно определился с ее классификацией.

Церера больше размером, чем многие спутники планет-гигантов. Ее экваториальный диаметр около тысячи километров, полярный – немного меньше. От Солнца она расположена в 2,77 раз дальше, чем Земля. Год на Церере равен 4,6 земных, а сутки длятся девять часов. Масса в шесть тысяч раз меньше, чем у нашей планеты, но на треть больше, чем у Луны, и составляет почти треть всей массы астероидов в поясе.

В 2015 году орбиты Цереры достиг космический аппарат АМС Dawn. Это продвинуло вперед изучение карликовой планеты. Основные данные пока можно получать только с помощью телескопов. Астрономы считают, что на ней есть большие запасы воды в виде льда, так как вокруг Цереры обнаружен водяной пар.

- День освобождения Кубы (Триумф революции);

- День независимости Камеруна;

- День флага Литвы;

- День памяти святого мученика Вонифатия;

- День памяти преподобного Илии Муромца, Печерского;

- в 1501 году пришел конец инкунабул (от лат. incunabula — колыбель), печатных изданий в Европе, вышедших с момента изобретения книгопечатания. С этого дня европейские печатные книги условно стали называться палеотипами;

- в 1622 году Папской канцелярией было принято решение считать началом года 1 января (ранее год начинался 25 марта);

- в 1700 году в России ввели Юлианский календарь;

- в 1751 году был напечатан первый том «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», изданный Дени Дидро и Жаном Лероном Д’аламбером;

- в 1785 году вышел первый номер старейшей лондонской ежедневной газеты The Daily Universal Register (в 1788 году переименована в The Times);

- с 1788 года начала выходить английская газета «Таймс»;

- в 1804 году была провозглашена независимость Гаити;

- в 1839 году в Санкт—Петербурге был выпущен первый номер журнала «Отечественные записки»;

- в 1887 году была напечатана первая книга о Шерлоке Холмсе «Этюд в багровых тонах»;

- в 1909 году в Великобритании начали выплачивать первые пенсии;

- в 1912 году в Нанкине провозгласили Китайскую республику;

- в 1919 году была образована Белорусская ССР;

- в 1924 году вышел первый номер газеты «Красная звезда»;

- в 1926 году в Ленинграде по городскому радиовещанию началась передача сигналов точного времени;

- в 1932 году был открыт Нижегородский автомобильный завод им. Молотова (позднее Горьковский автомобильный завод — «ГАЗ»);

- в 1943 году началось контрнаступление советских войск в Битве за Кавказ;

- в 1944 году в ночь на 1 января впервые прозвучал государственный гимн СССР на музыку Александра Александрова;

- в 1947 году Новогодний праздник в СССР впервые отмечался как нерабочий день;

- в 1968 году на Центральном телевидении СССР впервые вышла программа «Время»;

- в 1969 году состоялась премьера первого выпуска мультфильма «Ну, погоди!»;

- в 1976 году состоялся первый показ на ТВ фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» режиссёра Эльдара Рязанова. Аудитория первого показа оценивается в 100 миллионов зрителей;

- в 1993 году произошел распад Чехословакии на Чехию и Словакию;

- в 1997 году на базе канала М—49 был создан канал REN TV;

- в 2010 году руководство холдинга ВГТРК сменило название телеканала «Россия» на «Россия 1», «Спорт» на «Россия 2», «Культура» на «Россия Культура» или «Россия К», «Вести» на «Россия 24».

В этот день на Кубани:

- День принятия казачьим войсковым правительством «Порядка общей пользы» в 1794 году, который закрепил название и статус Екатеринодара, регламентировал расселение, управление, землепользование в Черноморском казачьем войске. Тогда территория Черномории была разделена на 5 округов, образовано войсковое правительство;

- 151 год назад был открыт Екатеринодарский окружной суд, который упразднили в 1920 году;

- 186 лет со дня рождения Василия Александровича Потто (1836-1911), генерал-лейтенанта, начальника Военно-исторического отдела при штабе Кавказского военного округа. Он был военным историком, автором многочисленных трудов, посвященных военным действиям на Кавказе;

- 146 лет назад Екатеринодарское общество взаимного кредита (1876). Это было одно из первых банковских учреждений в Кубанской области;

- 56-летие отмечает Константин Михайлович Аверин, Герой труда Кубани;

- 71 год со дня рождения Виктора Петровича Сотниченко, кавалера ордена Мужества, заслуженного активиста ветеранского движения Кубни, почетного гражданина Успенского района;

- 91 год со дня рождения Василия Федоровича Дурова, заслуженного работника транспорта РФ, кавалера ордена «Знак Почета», почетного гражданина Ленинградского района. Награжден медалью «За трудовую доблесть»;

- 76 лет со дня рождения Николая Семеновича Калабухова, генерал-майора, инспектора группы инспекторов Объединенного стратегического командования Южного военного округа.

В этот день родились:

- Уильям Фокс (1879-1952), при рождении Вильмош Фрид, продюсер, один из пионеров американской кинематографии;

- Даниил Гранин (1919-2017), настоящая фамилия Герман, советский и российский писатель, киносценарист и общественный деятель;

- Джером Дэвид Сэлинджер (1919-2010), американский писатель, известный по роману «Над пропастью во ржи»;

- Сергей Шакуров (1942), актёр театра и кино, телеведущий, народный артист РСФСР;

- Владимир Титов (1947), советский и российский космонавт, Герой Советского Союза;

- Инна Маликова (1977), российская певица, музыкальный продюсер, актриса, телеведущая, заслуженная артистка РФ.

В этот день именины у Григория, Ильи и Тимофея.

#деньвистории #праздники