Когда-то мы и слова такого не знали – «буллинг». В тот год, когда на советских экранах показали фильм Ролана Быкова «Чучело» с Кристиной Орбакайте в главной роли, конечно, случился резонанс. Травля была и в прошлом веке тоже, но не в таком количестве и не так больно, как сейчас.
В 90-е мы видели случаи травли школьников в американских фильмах и не предавали особого значения. Это же там, у них, за рубежом. Но спустя годы моральное или даже физическое издевательство над учащимися со стороны сверстников стало обретать все большие масштабы. И, к сожалению, частой реакцией в таких ситуациях становилось если не игнорирование, то замалчивание, сокрытие коллективной проблемы.
О том, что делать в случаях травли, рассказала психотерапевт и групповой аналитик Елена Садыкова. Специалист в области человеческой души отметила, что буллинг - явление не одного человека.
- Ситуация с травлей - это всегда болезнь группы в целом. То есть проблема не в том, что в классе есть какой-то один конкретный «злой ребенок», это ситуация с накоплением общегрупповой агрессии, для которой нет выхода. И в этом случае лидеры группы (педагоги, психологи) должны работать со всей группой, с групповыми нормами. Проводить собрания с детьми, обсуждать то, что происходит, создавать безопасное принимающее пространство для того, чтобы они могли высказываться. Обсуждать правила общения в коллективе. Добиваться того, чтобы дети сами сформулировали правила общения и следили за тем, чтобы они выполнялись, - считает Елена Садыкова.
Но это, говорит психотерапевт, больше про идеальный мир. На практике, по ее словам, школьные психологи могут не знать, как работать с буллингом. Помимо основной работы у них много других, чаще бюрократических дел, которые чаще всего выходят на первый план, а дети с их проблемами уходят на второе место.
- Педагогам тоже проще сделать вид, что ничего не происходит. В лучшем случае – принять карательные меры в отношении нескольких учеников. К сожалению, это не работает. Если вы узнали, что ребенка в классе травят, и не увидели заинтересованности учителей в том, чтобы работать с групповыми нормами класса, остается один вариант: переводить ребенка в другую школу, - подчеркнула психотерапевт.
Так случилось с одним из моих одноклассников. В средней школе он перешел к нам в класс из другого общеобразовательного учреждения. По какой-то неведомой причине мальчики начали подшучивать над ним, отпускать едкие комментарии. Всё закончилось печально – после того, как один из одноклассников испортил его вещи, мама забрала мальчика из школы. В этом случае он смог рассказать о случившемся родителям.
Елена Садыкова пояснила, что детям часто бывает сложно говорить о ситуациях унижения. Если с родителем нет доверительных отношений, то вероятность, что ребенок захочет рассказать о травле, обзывательствах или игноре ничтожно мала. Не только учителям и школьным психологам нужно стараться найти подход к ученикам. Родителям также важно ежедневно выстраивать контакт со своим ребенком, но без фанатизма, не «насиловать его близостью», оставлять место для личного пространства.
- Достаточно иногда сообщать о том, что вы всегда готовы послушать то, что он хочет вам сообщить. Даже если это что-то неприятное. Например, так: «Мне важно знать, как ты чувствуешь себя в классе. Даже если тебе нечего сказать прямо сейчас, просто знай: мне это важно и я в любой момент готов(а) послушать», - сказала Елена Садыкова.
Психика подрастающего человека, внутри которого происходит гормональная перестройка и разные психологические процессы, которые не всегда понятны даже ему самому, - очень хрупкая субстанция. Взрослым важно уловить проявления агрессии от тех, кто травит и реакцию тех, кого травят. Оставлять неадекватные процессы в школьном коллективе нельзя. Об этом свидетельствуют страшные случаи стрельбы в Казани, Перми и многочисленных американских городах. Чем раньше получится поговорить с агрессором, жертвой и остальными участниками конфликтов, тем лучше будет для общества в целом. Тем здоровее он будет в будущем, когда уже новое поколение молодых людей станет взрослыми.
Напомним, в Telegram появился чат-бот поддержки «Трудно подросткам». Его создали в преддверии третьего сезона российского сериала «Трудные подростки». Разработкой занималась команда медиа-портала mel.fm, создатели и актеры проекта. Отметим, этот многосерийный фильм рассказывает о проблемах взросления через судьбы главных героев.