На Заседании Президиума Государственного Совета в формате видеоконференции Владимир Путин поставил задачи субъектам Федерации относительно школьного образования, оценил инициативы компетентных специалистов. Заседание было посвящено предстоящему новому учебному году.
Подготовка и укрепление педагогических кадров
Несколько важных предложений внесла Елена Шмелёва, российский общественный и политический деятель, руководитель фонда «Талант и успех», сопредседатель Центрального штаба ОНФ, член президиума Совета при президенте РФ по науке и образованию. Шмелёва находится в курсе актуальных ситуаций и проблем в образовательной сфере, ориентируется в педагогической системе страны. Она отметила задачу повышения кадрового потенциала системы общего образования, подчеркнула необходимость её укрепления, подготовку педагогических кадров, которые могут развиваться, знать современные педагогические методики и технологии, а также получать глубокую практическую подготовку.
- Мы считаем, что это возможно, только если будет налажена кооперация между отраслевыми педагогическими вузами и классическими университетами, если участие в подготовке педагогов будут принимать ведущие учёные, педагоги лучших школ и образовательных центров страны. Конечно, нам нельзя забывать и о подготовке педагогов в колледжах, у нас их сейчас более 300, - сказала Елена Шмелёва.
Кроме того, она сказала, что студенты педагогических колледжей тоже должны иметь возможность для полноценной подготовки, переподготовки и развития. Действующие же учителя должны регулярно повышать квалификацию, проводить мастер-классы, делиться опытом.
- В качестве примера могу привести недавно закончивший свою работу Съезд учителей математики, который проходил в «Сириусе». Там учителям прочли лекции наши выдающиеся учёные: математики, лауреаты Филдсовской премии. Прошли предметное обсуждение по актуальным вопросам преподавания математики в школе вместе с ними. Это, конечно, очень вдохновляет, очень развивает, показывает приоритеты для каждого педагога. Считаем, что такие мероприятия должны быть регулярными, - сказала Елена Шмелёва.
Глава государства отметил, что школа для ребят – второй дом. Каким будет этот дом, зависит не только от чиновников. Владимир Путин напомнил, что уже есть успешный опыт внедрения учеников в процесс модернизации школ на стадии проектирования.
- Надо сделать так, чтобы школа отвечала представлениям о ней. Чтобы в обновленных школах развивалось самоуправление, работали кружки по запросам ребят и родителей. Чтобы педагоги поддерживали детей и активно участвовали в таких проектах, - подчеркнул Владимир Путин.
По мнению президента, дело не только в покраске стен и установке коммуникаций, а в том, чтобы понять, что хотят школьники, а потом сделать так, чтобы учреждение отвечало представлениям о ней самих ребят, педагогов и родителей.
- Чтобы развитие школы, её обустройство было общим делом, чтобы в обновлённых школах кипела интересная жизнь, развивалось ученическое самоуправление, работали те кружки, спортивные секции и студии, которые организованы, прежде всего, по запросам ребят и по предложениям родителей, и чтобы педагоги поддерживали детей и активно участвовали в таких проектах, - сказал глава государства.
Площадки для стажировки учителей, новое учебное оборудование и капремонт школ
Стоит отметить, что в рамках первого нацпроекта «Образование» был успешный опыт создания стажировочных площадок для учителей. Там они обменивались опытом, общались, изучали педагогические практики и технологии. Елена Шмелёва подчеркнула, что такими площадками могли бы стать региональные центры, работающие по модели «Сириуса».
Член Президиума Совета поблагодарила президента за поддержку новой образовательной инфраструктуры. Она попросила рассмотреть возможность выделить дополнительное финансирование на новое учебное оборудование, в том числе лабораторное. Ведь без него не получится создать современные программы как междисциплинарные, таки творческие.
- Просим рассмотреть такую возможность и включить это тоже в программу капитального ремонта школ. Параллельно мы понимаем, что создаются новые лаборатории, цифровые среды, классы. Конечно, это надо совместить с повышением квалификации педагогов, работой именно на этом оборудовании, чтобы они в полной мере могли использовать эту инфраструктуру. И, если возможно, предлагаем это тоже включить в программу капитального ремонта школ, - сказала Шмелёва.
Владимир Путин напомнил, что в рамках национального проекта «Образование» к 2024 году в стране планируется построить 1300 новых школ. До конца 2026 года должны отремонтировать более 7 300 школ, в том числе 3 000 в ближайшие два года.
- По предложению Елены Владимировны Шмелевой – а она человек не только известный уже, но и опытный, один из организаторов успешной работы образовательного центра «Сириус» – принято решение сделать эту программу комплексной, то есть включить не только ремонт, но и внутреннее оснащение и установку современного учебного оборудования, - подчеркнул глава государства.
Проверочные работы и система дополнительного образования
Помимо этого, она обратила внимание участников совещания на снижение количества формальных, избыточных, дублирующих и других форм контроля и проверок, всероссийских проверочных работ и других контрольных мониторинговых школьных мероприятий. Что же касается школ полного дня, то Елена Шмелёва подчеркнула, что они очень популярны в стране. Такая модель совмещает общее образование, индивидуальный подход к ребёнку с учетом его интересов и возможностей.
- Оно так и называется «дополнительное образование», именно там формируется его индивидуальная траектория развития. И очень часто появляется наставник, заинтересованный и в ребёнке, и в этом предмете, человек, который крайне важен для детей, у которых в том числе нет такого внимания в семьях, - сказала политический деятель.
Члены Общероссийского народного фронта выяснили, что в большинстве регионов страны из системы допобразования исключены дети из малокомплектных школ, учащиеся с особенностями здоровья, школы-интернаты, дети из малообеспеченных семей. По мнению Шмелёвой, такие программы должны быть доступны для детей всех школ. Также ребята должны принимать участие в конкурсах и олимпиадах.
- Очевидно, что их невозможно развивать без участия крупных компаний, крупных предприятий, работодателей, которые показывают направления социального развития, экономического и технологического своих регионов, развивают проектные программы, как у нас это видно по конкурсу «Большие вызовы», «Сириус.Лето», - добавила Елена Шмелёва.
Эту работу проводят в рамках конкурса «Большие вызовы» и Всероссийской олимпиады школьников. В прошлом году была одобрена работа в 7 регионах, в этом присоединились 66 регионов страны. По мнению Шмелёвой, это даст возможность и учащимся, и педагогам найти интересующее их направление развития, оказаться в программах дополнительного образования.