Краснодарская школа бортпроводников сегодня, 12 июля, отмечает профессиональный праздник своих воспитанников. В краевом центре учебное заведение существует 26 лет, за это время из школы в полёт отправились более 100 тыс. человек. И потребности в бортпроводниках с каждым днём всё растут.
В День бортпроводника я расспросила замдиректора школы Людмилу Дьякову о том, чем манит небо и каким качествам должен отвечать бортпроводник. Если честно, после интервью на минуту самой захотелось сменить профессию и отправиться покорять небеса.
Людмила Ивановна, насколько профессия бортпроводника популярна сегодня?
- Очень популярна и востребована. Авиационный рынок сейчас оживает, все авиакомпании просят бортпроводников. В нашей школе постоянно идут группа за группой. Занятия длятся 2,5 – 3 месяца, и потом сразу в небо. То есть нет какого-то дополнительного периода стажировки.
То есть, можно отучиться 3 месяца и попасть на рейс, например, в Нью-Йорк?
- Да, абсолютно легко! Было такое, что авиакомпания полностью взяла на работу группу ребят, которые только закончили обучение, и заслала в командировку на Гоа, они там жили месяц и оттуда выполняли полёты. Отмечу, что лётно-полётный состав могут размещать в отелях не ниже четырёх звёзд. На какой другой работе такое возможно? А вторую группу забросили в Барселону. Когда они вернулись, у всех глаза блестят, все загоревшие, в майках «Я люблю Гоа», «Я люблю Барселону». Так что, и заграницу посмотрели и денег заработали.
Кстати, если не секрет, сколько платят стюардессам и стюартам?
- В среднем, от 60 тыс. рублей, но это маловато конечно, обычно больше. Вот пример, парень пришёл из армии, отучился, первый месяц отлетал, звонит мне счастливый, рассказывает, что заработал почти 100 тыс. рублей, и это он ещё за границу не летал.
То есть в бортпроводники можно попасть буквально «с улицы»?
- Можно и из другой профессии прийти. У нас обучались и сейчас летают два капитана таможенной службы, капитан полиции, экономисты. Просто они в какой-то момент поняли, что работают не там, где хотят.
А как же возраст?
- Возраст – не помеха. В предыдущей группе был 42-летний учитель из Крыма, сейчас он уже работает бортпроводником. Помню, как-то на открытый урок пришли мама с дочкой, так обе отучились и тоже летают. Поймите, здесь нужно только желание, остальному научим. В нашей профессии главное – не возраст, а состояние здоровья. Это определяющий фактор. По серьёзности отбора мы можем сравниться, разве что с пилотами и космонавтами. Перед тем, как прийти учиться, нужно пройти серьёзную лётную комиссию, врач должен подписать допуск. Затем перед каждым рейсом проверки здоровья, раз в полгода – комиссия врачей. Кстати, интересный факт, сейчас в группе, которая обучается, практически нет местных ребят, ученики приехали из Архангельска, Хабаровска, Крыма и даже Анадыря и Владивостока!
Раньше было так, что к полётам на международных рейсах допускали только опытных и проверенных бортпроводников, а как сейчас?
- Сейчас ученики выходят из школы уже с допуском и ко внутренним, и к международным рейсам. Так, у нас парень только выпустился и первый же его рейс был в Осло.
То, что вы рассказываете, это прям работа мечты! Путешествуешь и деньги зарабатываешь одновременно! Но, наверное, тяжело не принадлежать себе – всё время в небе…
- Знаете, это такая работа, что и не хочется себе принадлежать, ты постоянно в путешествиях, а тебе за это еще и платят. А насчёт отдыха, он конечно, есть, за этим строго следят. Во-первых, перед полётами обязательно 12-ти часовой перерыв, плюс после ночного полета «отсыпной», только оптом выходной. Очень строго соблюдается налёт часов, бортпроводники должны летать не более 80 часов в месяц, это не так много, как кажется.
Есть секреты, как спасаться от усталости, как не показать своего настроения на борту?
- Это вырабатывается автоматически: когда идёшь на работу, оставь своё настроение и состояние на проходной. Мы учим бортпроводников: ты пришёл для пассажиров, ты заботишься о них. Люди в салоне самолёта тоже имеют своё настроение, свои планы: один летит на важную встречу, второй – на свадьбу, третий – на похороны, четвёртый – панически боится летать. А ты должен быть полностью сосредоточен на пассажирах, у тебя нет времени понять, какое у тебя настроение.
Какими качествами должен обладать бортпроводник, только и уметь контролировать свои эмоции?
- Нет конечно. Прежде всего, должна быть внутренняя дисциплина, собранность, это самое главное, потому что мы находимся на борту воздушного судна и самое главное наше предназначение - это обеспечение безопасности пассажиров во время полёта. Мы должны быть в любую минуту готовы к внештатной ситуации, и мы знаем, как с ней справляться. Кроме того, нужно любить людей, всегда прийти им на помощь, в любой ситуации.
Что касается знания иностранных языков. Здесь достаточно школьного уровня английского, в школе мы учим профессионально ориентированному иностранному языку: то есть слова, которыми бортпроводники будут пользоваться во время предоставления сервисных услуг, обеспечения безопасности, проведения инструктажа.
Знаете, после в документах у бортпроводника указано, что он должен уметь оказывать сервисные услуги высокого уровня, так что и навыки, и внешний вид, и осанка появляются у мальчиков и девочек, которые заканчивают школу. Вообще я считаю, что наша профессия больше даёт, чем берёт.
Каким ещё навыкам учат будущих бортпроводников?
- У нас много дисциплин. Если вкратце, то ученики изучают всё: от психологии до конструкции самолёта. Задача бортпроводника – сделать атмосферу в салоне самолёта. Когда пассажиры заходят и видят перед собой уверенного, стройного, улыбающегося бортпроводника, рейс проходит отлично.
Но внештатные ситуации тоже случаются?
- Нет таких ситуаций, которые мы не проходили, к которым не готовили учеников. Конечно, случается человеческий фактор, когда пассажир что-то «выкинет». А так, для нас всё внештатное – тоже штатно. Например, как-то у самолёта были неполадки с двигателем, и он кружил над аэропортом, вырабатывая топливо, чтобы безопасно приземлиться. Но пассажиры даже не узнали о том, что посадка проходила в аварийном режиме. Бортпроводники говорили, что причина в том, что занята полоса и мы просто ожидаем своей очереди. Это называется «работа с пассажирами». Прежде всего своим видом ты показываешь, что всё спокойно, всё нормально.
Кстати, интересно, что русская традиция, когда пассажиры хлопают в ладоши после посадки самолёта, очень нравится бортпроводникам и пилотам, хотя вторые не слышат восторгов пассажиров, но остальные члены экипажа им обязательно передадут. Так что, смело выражайте свою благодарность бортпроводникам и пилотам за спокойный полёт и мягкую посадку. Им это действительно приятно.