Так Олег Высоцкий вспоминает начало пандемии коронавируса 2020 года. На долю врачей этого направления пришлась огромная нагрузка. Об инфекции толком еще не было известно, но больные, иногда без сознания, экстренно поступали в медицинское учреждение.
Олег Валериевич – заведующий отделением анестезиологии и реанимации № 2 в краснодарской краевой клинической больнице № 2. О том, как проходили рабочие смены во время пандемии, он рассказал корреспондентам телеканала «Краснодар».
- Плановый пациент, поступающий с операционной, конечно, это обследованный пациент. Мы знаем о нём всё. Знаем патологию его сопутствующую, чем он страдает, какую провели ему операцию. Пациенты, поступающие экстренно – не все молодые и здоровые. Это пациенты большей частью с сопутствующей патологией, часть из них поступала в бессознательном состоянии, - вспоминает Олег Высоцкий.
В профессии анестезиолога-реаниматолога врач уже больше 10 лет. После окончания медицинского института ушел на службу в армию. Через год отправили в военный госпиталь, спасать жизни участников вооруженного конфликта в Южной Осетии 2008 года.
Первую операцию Олег Валериевич провел для солдата другой стороны, ведь долг врача – помогать всем. Дома ждала супруга Елена, она ожидала первенца.
- После военной службы для меня это был просто рай – ночевать дома, быть постоянно в семье. Это огромное счастье, когда ты понимаешь, что ты не уезжаешь снова на неделю, на месяц, на несколько месяцев, а после тяжёлой работы возвращаешься домой, - говорит врач.
Супруги Высоцкие познакомились в больнице. Елена работала медсестрой, Олег учился в ординатуре. В 2015 году у них родился второй сын. Будни семья проводила в делах, на работе, а на выходных – в кругу друзей с песнями под баян.
Так было до 2020 года, пока не началась пандемия коронавируса. Олега Высоцкого назначили заведующим реанимационного отделения. Для медика этот период был крайне непростым.
- Пандемия грянула, как гром среди ясного неба. Понимаете, это было ощущение полностью надвигающейся катастрофы. Полностью перестраивалась работа, перестраивалась жизнь. Когда это всё начиналось, то всё было в ручном режиме. Каждое действие, каждый шаг непонятен. А как вызвать специалиста? Это была дистанционная работа, когда есть врачи в «красной зоне», а ты в «чистой». Надо было решать, как наладить эту взаимосвязь. Мы пытались, естественно, как-то оптимизировать всё на тот момент. Я – заведующий отделения, она [супруга] – старшая медицинская сестра. Это административные должности, требующие постоянного нахождения на работе. Потому что тогда полностью больница меняла свой режим работы. Это неимоверный труд, который на тот момент был вложен в то, чтобы перекроить работу. Мы там находились почти круглосуточно, приезжали домой переночевать. Естественно, семья на тот момент вот в таком режиме полноценно существовать практически не могла и это было у всех моих коллег. Мы не знали, с чем мы столкнёмся, все пытались уберечь свои семьи, все пытались изолировать родителей, детей. Потому что об этой инфекции мы знали только по слухам, - вспоминает Олег Высоцкий.
Семье пришлось разделиться. Олег и Елена находились на передовой, сыновья Даня и Алёша жили у бабушек и дедушек.
- Я поехал к дедушке. Когда уже был шестой день, когда меня должны были обязательно забрать, родители сказали, что не могут этого сделать. Пандемия, у них много работы. Я переживал очень сильно за папу, потому что он часто заходил в такие комнаты, где болели с коронавирусом, - делится Даниил Высоцкий.
Все это время мальчик очень скучал по родителям и брату Алёше. Его пугала мысль о том, что кто-то из родных мог заболеть. Только редкие встречи с родителями могли немного его успокоить.
- Эта встреча была непохожа на встречи в жизни до пандемии. Я тогда только осознал всю трагедию этой ситуации, когда мы приехали, стоим за забором, а ребёнок там с бабушкой с дедушкой, за другим забором. Мы в масках. Нам страшно было. Не дай Бог им заболеть. Не понятно, как они [родители] перенесут эту инфекцию, как дети тоже. Мы стояли так на расстоянии 20-30 метров, стояли и слёзы текли, - говорит Олег Высоцкий.
Супруга Олега Елена вспоминает, что младший сын очень тяжело перенес разлуку. На каждый звонок мальчик плакал и переживал.
- Младший вообще перенёс сложно. Каждый звонок были слёзы, истерики. Даже старалась не звонить иногда, лучше смс отправить по WhatsApp, чтобы понимала, что всё хорошо, - вспоминает Елена Высоцкая, старшая медицинская сестра инфекционного отделения № 1 краевой клинической больницы № 2.
Осенью семья воссоединилась. Старший сын супругов должен был вернуться в школу. Олег Высоцкий отмечает, что за этот год было много пережито и продолжает переживаться.
- Потому что работа врача, врача-анестезиолога-реаниматолога тем более, это не только победы, но и очень горькие поражения. Это потеря пациентов, которых ты не можешь спасти, которым ты отдаёшь всю душу, - говорит медик.
За весь период пандемии от осложнений после заражения Covid-19 скончались более 2 тысяч жителей Кубани. Несмотря на то, что сегодня врачам работать стало проще, чем год назад, гарантий никаких нет. Да, информации о коронавирусе и о том, как его лечить, стало значительно больше, работа в больницах отлажена. Но ситуация может измениться, поэтому самое малое, что пациенты и жители края могут сделать для кубанских врачей – это сказать им простое человеческое и такое ценное «спасибо».