Весна 2020 года многим врачам запомнится на всю жизнь – коронавирус, разлука с родными и близкими, «красная зона», тяжелобольные пациенты, помощь им. Борьба с новой коронавирусной инфекцией напоминала тогда бесконечный путь, напряженный и практически безрадостный.
Весь последний год Роберт Туйсузян работал на износ, семью не видел месяцами – жене и маленькому сыну пришлось на время уехать к родственникам, чтобы не заразиться коронавирусом. Его жена Ольга поделилась, что сегодня стало намного проще, когда семья снова стала жить вместе. Их сын, совсем еще малыш, порой шумный и активный, доставляет немало радости и хлопот. Но когда семья вместе, становится «веселее, легче и лучше».
Вспоминая события прошлого года, Роберт Туйсузян говорит, что было очень тяжело, как будто был «день сурка». Он остался один, сам готовил себе еду – сначала полуфабрикаты, потом перестроился – начал готовить более полезную пищу, варить каши, супы. Стирка тоже была полностью на главе семейства. Спустя время ритм восстановился.
- Первая мысль была о том, что он будет есть?! Как он будет готовить себе еду? Потому что эта обязанность была всегда на мне. Мы не знали, что это будет полгода. Думали, вот-вот это всё закончится, одна волна и всё, неделя-две-три. А потом все пошло по эскалации. Количество заболевших увеличивалось, больницу закрыли и полностью сделали ковидной. Потом он заболел, то есть полгода сам держался, ходил каждый день на работу, - рассказала Ольга Туйсузян.
Коронавирус у врача был средней тяжести – не было отдышки, был интоксикационный синдром и легкая температура, из-за которой была слабость. Высокая температура держалась 3-4 дня, после чего пошла на убыль. После болезни Роберт Туйсузян вернулся на работу, продолжать бороться за жизнь пациентов.
Супруга Ольга с сыном тоже вернулись домой. Волнений о том, что они могут заразиться не было, жена хирурга сделала прививку. Поэтому сегодня семья может видеться с родными, ходить на работу, спокойно посещать общественные места.
Но год назад в стране и в крае было достаточно напряженно. В медицинских организациях появился новый термин и помещение «красная зона». Роберт Туйсузян признается, что испытывал небольшой страх, когда шел туда.
- Когда владеешь информацией, ты более или менее осознаешь страшно или не страшно. Сейчас легче намного стало в этом плане. То есть страха уже нет, что ты заболеешь, что-то произойдет, больше изначально страх был за своих родственников, за пожилых родителей, потому что они в группе риска. У нас в общем меньше больных людей стало, но тяжёлых пациентов больше. Раньше мы тоже работали, ночные дежурства всегда были, потому что врач стационара – он, во-первых, и днём работает, и есть часть ночных дежурств. Бывают и дежуранты, которые дежурят все ночи, - сказал врач.
Двенадцатичасовые дежурства, с 8 утра до 8 вечера, стали для хирурга привычными. Трудности возникали из-за того, что нужно было постоянно находиться в костюме. Работать в нем было крайне дискомфортно.
- Особенно в первое время нужно было подбирать определённые размеры костюмов, потому что бывают очень маленькие костюмы, неудобные. Вначале наденешь, более или менее удобно, а когда начинаешь работать с пациентами, работать с историями болезней – сесть, что-то сделать, повернуться – он неудобный бывает. Мы в перчатках привыкли работать, другое дело работать в двух парах. Это нам не сильно мешает, - отметил хирург.
Роберт Туйсузян признался, что мотивацией для него служит в том числе и благодарность людей за выполненную работу. Это приносит положительный результат. Кроме того, мотивирующим фактором является семья.
- То, что я приду домой после тяжёлой работы, рядом будет всегда семья: супруга, которая мне поможет, всегда успокоит. Иногда бывают стрессы на работе. Сын, который отрада нашей души. Вот это мои мотиваторы в жизни, - поделился врач-хирург краевой клинической больницы № 2 Роберт Туйсузян.