Подпишись, и будь в эпицентре жизни Краснодара
У вас есть важная информация, которой вы готовы поделиться с редакцией? Свяжитесь с нами
Меню Общество 2 рубля - это много или мало?
18.01.2021 17:18

2 рубля - это много или мало?

Читать Телеканал Краснодар:

Главная новость января! На части городских маршрутов общественного транспорта поднялась стоимость проезда. Немного - на два рубля (но к этому я еще вернусь). Не то, чтобы это повышение стало неожиданным, случаются подобные события с завидной регулярностью (примерно, раз в год), но привыкнуть к этому, согласитесь, сложно. Еще раз повторю, повышение стоимости проезда было ожидаемо, но почему это произошло и кто принимает подобные решения, давайте разбираться.

Начнем с терминов. Тарифы на проезд бывают регулируемые и нерегулируемые (читай коммерческие), которые устанавливает «рынок» и конкуренция. Что касается транспорта, то в Краснодаре он есть муниципальный (трамваи, троллейбусы и автобусы большой вместимости), здесь тариф регулируемый. И коммерческий («маршрутки», небольшие автобусы), там, соответственно тариф – нерегулируемый.

Теперь, к повышению стоимости. Повышение стоимости проезда, пока, происходит только на коммерческих маршрутах. Два рубля. С одной стороны, это немного, но, если ездить на работу и обратно – уже четыре. В среднем каждый месяц — это 22 рабочих дня, соответственно, около ста рублей в плюсе на проезд. Если нужна пересадка, то дороже. Много это или мало – каждый решает сам.

Повышая стоимость проезда, коммерческие перевозчики, на мой взгляд, берут на себя определенные риски, связанные с этим повышением. Спросите, какие? Ну, прежде всего, снижение пассажиропотока. Лично мне кажется, что это неизбежно произойдет (пускай не сильно, но все же), особенно в первое время, далеко не все захотят платить дополнительные деньги, тем более, если есть альтернатива.

Следующее, что неизбежно придется сделать, это объяснить, в том числе и пассажирам, почему цена увеличилась, и на что пойдут дополнительные деньги. Вот здесь еще раз придется вспомнить разницу между регулируемым и нерегулируемым тарифом. В первом случае, просто так взять и изменить стоимость проезда не получится. Процедура эта долгая и требует серьезного обоснования. Но при этом регулируемый тариф дает возможность участвовать в различных государственных и муниципальных программах субсидий и дотаций, например, на обновление подвижного состава. Муниципальное КТТУ активно пользуется этим последние лет так пять. Если тариф нерегулируемый, цену «рисовать» можно какую хочешь (лишь бы ездили), но и поддержки со стороны государства не будет. Как говориться: «Назвался груздем – полезай в кузов!». Частные перевозчики повышение цены объясняют стоимостью бензина, запасных частей и ОСАГО (это понятно).

Кроме того, перевозчикам в 2020 году пришлось устанавливать терминалы для безналичной оплаты, а также оборудовать транспорт специальными табличками Брайля – эти понесенные расходы также будут заложены в новую стоимость проезда. Вот здесь, вопрос. Где все эти терминалы? Таблички еще пару раз встречал, но тоже не повсеместно. Я лично почти каждый день пользуюсь «маршрутками». Вот, правда, не встречал. Может, не повезло? Может нужно спросить? Может под табличкой с номером телефона водителя и привязанной к нему банковской картой припрятан кассовый аппарат? Может здесь есть резерв рентабельности? Соглашусь, в период карантина поток пассажиров снизился, но как это проверить? Я понимаю, что покушаюсь на «святое», но даже Остап Бендер, взимая деньги за посещение провала, выдавал билеты. Доверие (особенно к водителю) вещь хорошая и правильная (мы, садясь в автобус, ему свою жизнь доверяем), но «денежки», они, как известно счет любят. Скажите, считать чужие деньги - последнее дело. Согласен, но сейчас я считаю не чужие, а свои.

Помните, два рубля на одну поездку в месяц не меньше сотни! Еще раз повторю, повышения цены проезда мы все ожидали, и я больше, чем уверен, что объявленными пока шестнадцатью маршрутами дело не ограничится. Просто чисто по-человечески хочется понимать, что эти деньги действительно пойдут на развитие городского общественного транспорта, а не на затыкание дыр в бюджетах коммерческих перевозчиков. Мы все живем в этом городе и знаем, как тяжело по нему передвигаться, мы знаем, что уже сейчас личные авто в таком количестве Краснодар пропускает через себя с трудом. Один из выходов - общественный транспорт, доступный, комфортный и, самое главное, «бюджетный».

#общественныйтранспорт