На улице Красной, куда взгляд ни брось, везде история. Об архитектурных особенностях самых приметных зданий центра города рассказала научный сотрудник художественного музея им. Ф.А. Коваленко Ксения Стрельцова.
Законодательное Собрание Краснодарского края, Красная, 3, изначально было областным окружным судом, построили его еще до революции. Суд имел два этажа и был выдержан в неоклассическом стиле. После войны многим зданиям в Краснодаре достроили третий этаж, это было связано с нехваткой административных помещений.
– Здание ЗСК в 1953 году тоже реконструировали, дополнили портиком с шестью колоннами в коринфском стиле. Советские архитекторы постарались выдержать этот классический стиль. К мотивам Древней Греции мировая архитектура возвращалась много раз, к ним же относится и сталинский ампир, элементы которого украсили здание, – рассказала Ксения Стрельцова.
Центральный концертный зал, Красная, 5 построен в 1974 году, автор проекта Олег Кобзарь – архитектор из плеяды знаменитых советских зодчих. Тогда там находился Дом политпросвещения с собственным концертным залом и библиотекой. Здание, по словам Ксении Стрельцовой, иллюстрирует неоконструктивизм как стиль:
– Прямоугольные формы, прямые линии, отсутствие декора и на фасаде пилоны, вертикальные конструкции, которые называют «солнцерезами». В 1961 году в Москве был построен Кремлевский дворец съездов, автор проекта архитектор Михаил Посохин. Он задал моду на подобные административные здания. В Краснодаре в этом стиле построили районные суды, мэрию.
На улице Красной, куда взгляд ни брось, везде история. Дома 15 и 16 построены в одном, классическом стиле и похожи, как родные братья, но принадлежат к разным эпохам. Пятнадцатый дом построен в 1902 году. Это было здание Госбанка, изначально имело два этажа. В советское время там находилось дочернее предприятие проектного института, которое занималось модернизацией завода «Абрау-Дюрсо», в начале нулевых оно было передано музею Коваленко.
– Это здание хорошо видно из-за отступа от красной линии, - пояснила Ксения Стрельцова, – а то, что напротив, сложно рассмотреть, потому что оно стоит вплотную к дороге. Не все замечают его красоту. Дом № 16 построен в 1956 году. Архитекторы умело привязали стиль фасада к историческому зданию напротив. Когда архитектор создает проект, он учитывает все пространство, чтобы оно заиграло.
Красная, 25 – уникальный жилой дом, автор проекта Михаил Ишунин. Этот архитектор внес огромный вклад в строительство Краснодара в 20-е годы. Здание на углу Мира и Красной увенчано бельведером с часами. По словам Ксении Стрельцовой, до 1955 года циферблат был черный:
– Типичный конструктивизм: есть несущие конструкции, есть каркас, можно играться с пространством внутри. Ишунин был флагманом этого стиля в архитектуре. Прямые линии, минимум декора, балконы появились гораздо позже. Угловой фасад удивительно напоминает семь знаменитых высоток, «сталинских сестер», в Москве. Это жилой дом, был им с самого начала, со свободной планировкой квартир.
В 1955 году вышло постановление Хрущева об устранении излишеств в архитектуре и строительстве. Помпезный сталинский стиль прекратил свое существование, и появились типовые проекты. Роль архитектора ушла на второй план.
– Здание на пересечении Красной и Орджоникидзе – пример того, как архитекторы стремятся вылезти из прокрустова ложа типового строительства. Тут решена проблема хрущевских захламленных балконов, все выполнено в едином стиле. Это единственный дом с таким оригинальным фасадом в Краснодаре, – рассказала Ксения Стрельцова.
Пространство перед администрацией края, по мнению специалиста музея – потрясающее место. Там в разные времена чего только не было: гимназия, училище, театр. Здание на Красной, 35 – типичная советская архитектура 1960-х годов. Автор проекта Александр Титов. Изначально предполагалось большее количество этажей, до 17. В чертежах был большой бельведер, высокий шпиль.
– Помешало хрущевское постановление и его знаменитое «На бирюльки денег нет». Проект был обрезан. На первом этапе строительства было пять этажей, потом достроили еще два. Здание стало примером перехода от сталинского ампира к неоконструктивизму. Из украшений осталась советская символика – гербы СССР на аттике, – пояснила Ксения Стрельцова.
Типовое строительство стало жизненной необходимостью в послевоенные годы, когда всей Европе требовалось обеспечить людей жильем. Советские «хрущевки» появились в Краснодаре в 60-е годы и до сих пор составляют важную часть его облика. Современные многоэтажки, по словам Ксении Стрельцовой, в стилистических решениях далеко не ушли, ведь с «хрущевками» у них одна общая функция – доступность. Только отдельные потребности людей со временем меняются. Расширились балконы, кухни стали больше. Но типовые проекты по-прежнему нужны и будут продолжать формировать лицо города.