Сейчас Елене Коссовской 95 лет. Почетный гражданин кубанской столицы живёт в станице Елизаветинской. И она одна из тех, кого называют освободителями Краснодара. Интересно, что сама Елена Петровна не считает, что сделала что-то героическое тогда, в феврале 43-го.
– Ну какой я освободитель города? У меня совсем другое - связь давать. Я считаю, освобождал – это тот, кто с автоматом в руках выбивал там. А у нас даже не было, это когда уже стояли в Крымске, тогда выдали нам автоматы эти, – рассказывает ветеран ВОВ.
Елена Коссовская выросла в аристократической семье, мечтала стать актрисой. Корни её - кубанские. Отец - генерал Пётр Коссовский близко дружил с самим Жуковым и Будённым.
В момент, когда объявили, что граница вероломно нарушена, она с родителями находилась в Барановичах Брестской области. Говорит, самый яркий и страшный момент войны - это её начало.
– Вы знаете, трудно, даже не расскажешь, что получилось. Крики, стоны. Вообще, эта бомбёжка такая, знаете, ковровая как говорят. Одно звено отбомбилось, разворачиваются, другое заходит. Кошмар просто, – вспоминает Елена Коссовская.
Позже Елену Петровну призвали на фронт, она попала в 44-й отдельный батальон восстановления железнодорожной связи 56-й армии и сразу отправилась освобождать Краснодар. Ей тогда было 19 лет.
– Наши переодетые, которые ещё работали, «техразведка» называется. Когда они уже отступают, наши приступают связисты. А мы ещё какие связисты были? Которые ничего не знают. Только так - принеси-подай, да всё вот такое, – рассказывает Елена Коссовская.
Она очень хорошо помнит, что здесь, на Кубани, «путевикам» было сложнее всего. Именно здесь немец впервые применил орудие «Дрюк».
– Крюк или «Дрюк». Машина такая. Когда, знаете, бомбят пути железнодорожные, там отбомбил где-то локально. Такой сразу исправляют. А тут эта машина прошла 15 километров - шпалы разрезаны пополам, представляете, – делится воспоминаниями Елена Коссовская.
После сражений на Кубани батальон Елены Петровны перекинули дальше. Коссовская за время войны побывала в Румынии, Польше, дошла до Германии. А после - работала на Дальнем Востоке учителем музыки. Но малая Родина звала. И в 70-м Елена Петровна вернулась в Краснодар, устроилась на работу в Политехнический институт. И вела очень активную общественную жизнь.
Продолжает её и сейчас, не выходя из дома. Поток гостей в этой уютной комнате не прекращается - это школьники, студенты, журналисты. Шутки Елены Коссовской становятся анекдотами. А её истории и стихи любимых поэтов можно слушать бесконечно.