В России в последние несколько лет набирают популярность электромобили. Экономия и забота об экологии – вот чем руководствуются их почитатели при покупке и эксплуатации. Кажется, что нет никаких минусов и сложностей во владении такой машиной. Однако это не так…
Корреспондент МТРК «Краснодар» отыскал владельца, пожалуй, самого востребованного электромобиля из тех, которые вообще можно купить сейчас в нашей стране. Даже если с рук.
Юрий Терновых – менеджер по продажам и много колесит по городу. Он рассказал нам, каково быть владельцем Nissan Leaf в Краснодаре, а также поведал о непростой философии владения им.
– Юрий, в общих чертах, что нужно знать об этой модели «Ниссан»?
– Это полностью электрическая машина, в которой нет ни грамма топлива. Всё работает за счет электроэнергии. На данный момент это самый доступный и потому самый популярный электромобиль. В том числе и в нашем городе.
– Он же праворукий. Это не смущает потенциальных покупателей?
– Есть экземпляры и с левым рулем, это машины для европейского рынка. Они в России стоят на порядок дороже. Множество авто с правым положение руля объясняется тем, что к нам машины возят в Приморье из Японии, а оттуда уже распространяют их по всей России.
– А как вы пришли к покупке электромобиля?
– Ну, я в целом всегда интересовался такой технологией. Долго присматривался, приценивался, а потом купил себе Nissan Leaf первого поколения. Он у меня в заводском тюнинге. С этими обвесами выглядит спортивным. Год выпуска – 2012. Я его второй владелец.
– Какова начинка?
– Всё стоковое. Здесь 109 лошадиных сил. Максимальная скорость – 156 км/ч, но мне до такой разгоняться не приходится. Под лючком спереди есть два слота: для быстрой зарядки и для медленной. Ускоренная заправляет автомобиль всего за 20-30 минут. С медленной нужно запастись терпением часов на пять.
– Есть ли сложности в эксплуатации такой машины?
– Я бы не назвал это сложностями. Скажем так, есть нюансы. Они заключаются в том, что мне нужно контролировать уровень заряда аккумуляторной батареи и не забывать заряжать её. А это порой бывает непросто. В Краснодаре, как известно, не очень уж много зарядных станций. И ехать специально заряжаться на такую получается не всегда.
– А как управляться с электромобилем дома?
– Лично мне довольно легко. У меня частный дом, и я на своей территории могу заряжать его. Но и тут не всё оказалось так просто. Мне пришлось увеличивать мощность подачи электричества в свой дом, чтобы одновременно заряжать машину и пользоваться электроприборами. Жить с такой машиной в многоквартирном доме, наверное, можно с условием, что авто припарковано прямо у окна на первом этаже. В противном случае придется бросать удлинитель с верхних этажей. Это будет очень странно, хотя я знаю, что некоторые именно так и делают.
– Вы только дома заряжаетесь, получается?
– Не всегда. Бывает, что могу случайно забыть поставить машину на зарядку. На этот случай у меня всегда с собой набор проводов. Лежат в багажнике. Если заряда немного, но хватает куда-то съездить, я поеду и поставлю машину на зарядку уже по месту прибытия.
– Но это неудобно, прямо скажем. У этой проблемы есть решение?
– Как у любой другой. Но на это нужно тратить и деньги, и время. В городе зарядные станции бесплатные. Там можно свободно припарковаться и подзарядить машину, и таких станций должно становиться всё больше и больше. Кроме того, некоторые новые жилые комплексы уже предлагают парковочные места с зарядками. Их можно снимать в аренду или покупать в собственность.
– А сами электромобили? Их ведь мало ещё и потому, что ими не торгуют официально.
– Это верно. Пока что официально у дилера можно купить только электрический внедорожник Jaguar I-Pace. Мой Nissan и такие машины, как Tesla, Chevrolet Volt, Renault Twizy купить в автосалоне не получится. Придется или брать у перекупщиков, или ехать за такой самому. Это усложняет переход на электромобиль. Будет здорово, если такие модели, наконец, начнут продавать в автосалонах.
– Кроме некоторых особенностей зарядки, есть ли проблемы у такой машины, как Nissan Leaf?
– Ничто не идеально, и даже у экологически чистой и экономной машины есть свои недостатки. Я уже не стану брать в расчет особенности зарядки. Машина, увы, не вечная, а точнее, её аккумулятор. Это как со смартфонами. Первое время заряда хватает на три дня, а через время уже где-то на день. Это потому что аккумулятор изнашивается и вмещает всё меньше и меньше энергии. То же самое и здесь.
– Ну допустим, на смартфоне можно его заменить…
– Вот именно, а на автомобиль аккумулятор так просто не достать. На новеньком – запас хода 170 километров, а затем уже примерно 160, и так батарея вмещает всё меньше и меньше энергии. У меня осталось примерно 120. Заменить её – пустяк, всё держится на нескольких болтах. Новые аккумуляторы просто не выпускают как отдельную запчасть. Есть хитрецы, которые снимают батареи с разбитых «Ниссанов», и почти не изношенные аккумуляторы ставят на целые, но уже разряженные машины с приличным пробегом. И получается почти новый авто.
– Представим, что батарея у меня – всё, износилась настолько, что никуда не годится. Что мне делать в таком случае?
– Либо искать аккумулятор по такой схеме, либо утилизировать автомобиль.
– То есть как? Я купил машину, привязался к ней, можно сказать, а она потом так испортится, что останется только выбросить её?
– Электромобиль – практически гаджет. Телефон, например, уже пришел в негодность, и вы вместо него купили новый. Так же будет и с электромобилями, пока не запустят какой-нибудь сервис обслуживания, где можно будет заменить батарею на новую и кататься дальше. Сейчас машины даже 2011 года выпуска работают нормально, но да, они не вечные.
– Если честно, печальная судьба.
– Да, согласен. Я думаю, что и этой проблеме в скором времени найдут соответствующее решение. А вообще, если вдуматься, экономия на этой машине такая большая, что за годы использования можно скопить достаточно приличную сумму, чтобы потом по схеме trade-in купить абсолютно новую.
– К вопросу об экономии. Сколько финансов требует такой автомобиль в месяц?
– Всего лишь в одну тысячу рублей выходит владение «Ниссаном». По крайней мере, у меня так. Это около 10-12 зарядок в месяц. На заправках бесплатно, вы уже знаете. Запаса хода в 120 километров мне, как правило, хватает, чтобы около трех-четырех дней свободно кататься на машине по городу. Это колоссальная разница против бензинового мотора и даже дизельного. На ту же тысячу сейчас получится заправить 20 литров, а в городском режиме этого хватает километров на 250 для простенькой машины.
– Вы говорили, и стоит она не так уж много?
– Да, но это конкретно «Лиф». На нем ведь электромобили не заканчиваются. «Лиф» стоит порядка полумиллиона, тогда как стоимость даже подержанной Tesla уходит уже за 3-4 миллиона рублей. Позволить себе такую «экономию», увы, может не каждый. А с учетом транспортного налога на неё получаются солидные суммы.
– Получается, ваш вариант наиболее компромиссный.
– Именно так. Когда люди видят мою машину, они говорят: «О, ты за экологию». Нет. Я – за экономию. Потому что, несмотря на все особенности подзарядки, она в разы выгоднее, чем любая машина с двигателем внутреннего сгорания и даже выгоднее дорогих своих аналогов.
– Эта машина, на ваш взгляд, и есть лучший электромобиль?
– А вот и нет. Я думаю, что фаворит всё-таки Tesla Model 3. Она выглядит здорово, оснащена лучше, у нее больше запас хода, эффективнее расход энергии и, конечно же, автопилот.
Второе поколение Nissan Leaf появилось в 2018 году, но такие модели в России если и есть, то пока только единицы. Пик популярности электромобилей ещё впереди, и остается надеяться, что Краснодар и вся страна будут к нему готовы.
Для нашего довольно-таки дымного города это особенно актуально. В таких условиях забота о городской экологии, которая ежедневно страдает от выхлопных газов, должна быть поощрена. Мы говорим о бесплатной электроэнергии и доступности «электричек» в целом. Чтобы перевести добрую половину автовладельцев на электромобили, нужны зарядные станции, отмена транспортного налога и доступность таких авто.